Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
31.01.2007 | Николай Пахомов
Эр-Рияд против Тегерана
В последнее время стал заметен конфликт между двумя, относительно недалеко расположенными друг от друга государствами, потенциально способный перешагнуть не только региональный масштаб, но и стать серьёзной проблемой для всей мировой политики. Речь идет об обострении полемики между Саудовской Аравией и Ираном. Здесь необходимо учитывать два момента. Во-первых, Саудовская Аравия далеко не всегда выступает лишь как верный союзник враждебных Ирану США. Во-вторых, хотя более всего интересы Саудовской Аравии и Ирана сталкиваются в Ираке, их конфликт гораздо глубже. Во многом он связан со старинным спором суннитов и шиитов.
Свою критику Тегерана - видимо, при молчаливом согласии Соединённых Штатов - начал саудовский король Абдалла, в интервью кувейтским журналистам подчеркнувший, что амбициозная внешняя политика Ирана может привести к глобальному региональному кризису. Развивая эту мысль, монарх отметил, что неконструктивно ведёт себя Тегеран и в палестино-израильском конфликте, поддерживая радикалов из ХАМАС. Неудивительно, что негативно высказался Абдалла и об иранских усилиях распространить шиитскую версию ислама по всей планете.
Последние два тезиса особенно любопытны. Вопрос создания палестинского государства очень важен не только для арабского, но и для всего мусульманского мира. Поэтому не стоит удивляться желанию и Тегерана, и Эр-Рияда приобщиться к решению этого вопроса, тем самым, повысив легитимность своей внешней политики в глазах единоверцев. Сейчас это лучше получается у Саудовской Аравии, предложившей взять на себя посредничество в урегулировании споров ФАТХ и ХАМАС. Однако ясно, что Иран, занимающий жёсткую антиизраильскую позицию, пальму первенства в поддержке Палестинской автономии своему суннитскому сопернику уступать не намерен. Что же касается обвинений, обращённых к Ирану, в попытках распространить шиитскую версию ислама в глобальном масштабе, то они кажутся и вовсе странными – стремление расширять число своих последователей является базовой чертой любой религии.
Иран же на критику Саудовской Аравии предпочитает отвечать своими делами, с каждым днём всё больше наращивая влияние в соседнем Ираке. Кстати говоря, отношения с Тегераном в ближайшее время станут для официального Багдада хорошим испытанием на самостоятельность. Если выгодное партнёрство укрепить удастся, несмотря на сопротивление США, можно будет считать, что новый, независимый Ирак делает свои первые шаги на мировой арене. Если же этого не произойдёт, то обоснованно можно будет утверждать, что Ирак окончательно превратился в территорию, находящуюся под американским управлением.
Пока же иранцы внимания предупреждениям из Вашингтона уделяют не много и продолжают расширять своё присутствие в Ираке. Причём не обязательно это присутствие выражается в секретной агентурной работе по подготовке шиитских боевиков и антиамериканских акций. Накануне стало известно, что Иранский национальный банк станет первым иностранным банком, который начнёт свою деятельность в Ираке. Всё чаще речь заходит о расширении сотрудничества органов безопасности двух стран в деле наведения порядка в Ираке.
Очевидно, что Саудовская Аравия также не оставит ситуацию в Ираке без своего внимания, хотя бы стараясь защитить суннитское меньшинство. А это в свою очередь может вылиться в более глобальное противостояние шиитов и суннитов (вспомним, что столкновения между ними были на этой неделе отмечены даже в далёком Пакистане). Ресурсы для того, чтобы вести такую борьбу, и у Эр-Рияда, и у Тегерана имеются, так что есть все основания ожидать в обозримой перспективе дополнительной дестабилизации международных отношений, на этот раз по линии внутримусульманской конфронтации.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.