Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

16.05.2005 | Татьяна Становая

ВЛАДИМИР ПУТИН ВВОДИТ "РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" ПРАВИТЕЛЬСТВОМ

11 мая на традиционном совещании правительства РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по реализации послания президента Федеральному собранию на 2005 год. Впервые за все время практики президентских посланий глава государства лично начал вмешиваться в оперативную работу правительства по вопросам, касающимся реализации озвученных в президентском послании поручений. Более того, Владимир Путин впервые ориентировал правительство на конкретные сроки выполнения его поручений.

В послании критике подверглись различные влиятельные группы - чиновничество в целом ("бюрократическая корпорация"), силовики (а также инициированный ими закон о гражданстве), правительство. Однако в отношении последнего конкретные меры принимаются раньше, чем к другим объектам критики.

Президент поручил правительству РФ к 1 сентября 2005года подготовить и внести в Госдуму законопроекты об отмене налога на наследование, об упрощении порядка оформления права собственности на находящиеся в фактическом пользовании граждан объекты недвижимости, об упрощении декларирования денежных средств с учетом уплаты подоходного налога и размещении этих средств в российских банках (фактически, амнистия капиталов). Также поручено подготовить и внести в Госдуму проект федерального закона, направленного на совершенствование налогового администрирования, предусмотрев при этом, что приоритетом в деятельности налоговых органов должна стать проверка исполнения налогового законодательства, а не выполнение планов по сбору налогов.

К 1 ноября 2005года президент поручил подготовить и внести в Госдуму проекты федеральных законов об ограничении участия иностранного капитала в экономике РФ. К 1 ноября 2005года должны быть подготовлены и внесены предложения по повышению эффективности борьбы с преступностью, в том числе с терроризмом, а также по повышению эффективности системы правосудия.

Другие поручения касались проведения парламентских выборов в Чечне, разработки комплекса мер по обеспечению экономического роста в Северо-Кавказском и Дальневосточном регионах, в Калининградской области и на других приграничных территориях, а также совершенствования миграционной политики РФ, поддержки российских соотечественников за рубежом. К 1 декабря 2005года поручено подготовить и внести в Госдуму проект федерального закона о процедуре парламентских расследований и проект федерального закона о наделении Общественной палаты РФ дополнительными полномочиями по обеспечению гражданского контроля за соблюдением средствами массовой информации принципов свободы слова.

В целях повышения рождаемости и снижения смертности также предлагается разработать ряд целевых программ, связанных с повышением престижа материнства и отцовства, борьбой с алкоголизмом, развитием здорового образа жизни, безопасностью дорожного движения и т.д. Наконец, президент напомнил о необходимости повышения заработной платы бюджетникам с опережением темпов инфляции.

Все поручения носят социально значимый, а значительная часть из них - либерально ориентированный характер. Приятные для бизнеса новости - амнистия капиталов, упрощение налогового администрирования, сокращение сроков давности - предпочитает озвучивать и "курировать" сам президент. При этом востребованные бизнесом нововведения упаковываются в такие популистские решения, как отмена налога на наследование, повышение заработной платы, решение задач рождаемости и борьбы с высокой смертностью.

Личное руководство президента работой правительства является свидетельством того, что кабинет окончательно стал президентским, а полномочия Михаила Фрадкова стали заметно меньше, чем у его предшественников (при этом правительство сохраняет роль "козла отпущения", принимая на себя ответственность за непопулярные решения). Неслучайно в своем послании Владимир Путин достаточно резко отозвался о неспособности правительства "поменять всего одно слово" в Гражданском Кодексе (речь шла о сокращении сроков давности по приватизационным сделкам). А само правительство даже посвятило целое заседание рассмотрению поручений президента.

Сомнения в эффективности работы правительства возникли уже давно и стали уже общим местом во многих СМИ. Авторитет премьера среди ключевых министров недостаточно высок: например, главы экономических ведомств предпочитают решать основные проблемы напрямую с президентом. Последнее время конкуренция между руководителями экономического блока - с одной стороны, и премьером - с другой, заметно выросла. На этом фоне существенно затрудняется и затягивается принятие важнейших решений: среднесрочной программы развития, налоговой реформы, утверждения инвестиционной программы "Газпрома" и т.д. Выросла и критика правительства со стороны политических партий в связи с реализацией закона о монетизации льгот - кабинет министров и отдельных его членов критикуют даже представители "Единой России". Согласно социологическим опросам, население серьезно сомневается в эффективности работы правительства. По данным ВЦИОМ, баланс оценок работы правительства ухудшается: если в январе ее одобряли 27% и не одобряли 54% опрошенных, то в апреле - 27 и 60% соответственно.

Очевидно, что такая ситуация не устраивает президента. Однако отправлять правительство в отставку именно сейчас, когда идет работа над новым бюджетом, а также еще не забыта инициатива левых в Госдуме по вынесению вотума недоверия кабинету министров, не является лучшим решением для президента. Именно Владимир Путин защищал кабинет министров по наиболее болезненным вопросам, в частности, социальным реформам. В связи с этим президент вынужден фактически брать на себя "стратегические" функции, ранее принадлежавшие главе кабинета министров, оставляя премьеру руководство текущей деятельностью правительства.

Однако и этот сохраненный премьером ресурс позволяет ему быть активным игроком в аппаратной борьбе - внутри кабинета министров Михаил Фрадков даже получил возможность несколько укрепить свое влияние. Он поручил руководителю аппарата правительства Сергею Нарышкину скоординировать работу аппарата и министерств по выполнению послания президента. Тем самым Фрадков, получив удачный повод, принял меры по контролю над министерствами. Кроме того, по распоряжению премьера теперь министры еженедельно будут отчитываться о проделанной работе, что позволит ему публично оценивать деятельность тех или иных членов кабинета, включая и своих оппонентов. Фрадков также выразил резкое неудовлетворение тем, что правительство нарушает сроки выполнения важнейших решений. Тем самым внутри кабинета он претендует на монопольное право реализации президентской воли, стремясь компенсировать утрату инициативы в стратегических вопросах.

Сигналы президента о неэффективной работе правительства могут предвещать либо административные, либо кадровые перестановки. По мнению многих экспертов, административная реформа находится в стадии пробуксовки, если не сказать резче. Недавно источник в администрации президента России прокомментировал в СМИ послание президента. В ряде СМИ прямо утверждается, что этим источником был руководитель администрации президента Дмитрий Медведев. Понятно, что речь идет о санкционированной утечке, Медведев все чаще выступает в качестве публичной (например, в известном интервью "Эксперту") или полупубличной фигуры, не только обосновывающей действия власти, но и предвосхищающей некоторые из них.

Как заявил "источник", в ближайшее время ошибки административной реформы будут исправляться. В некоторых министерствах, где выделение автономных агентств и служб было слишком искусственным, восстановят единоначалие. А там, где перестройка была верной, но некомпетентным оказался руководитель, пройдут кадровые перестановки. "Если чиновники не могут найти общего языка, кто-то из них должен уйти, - сказал он. - Или министр, или глава ведомства". По словам "источника", в Кремле также рассматривают вопрос о расширении числа заместителей министров.

На прошедшей неделе "Независимая газета" уточнила информацию. По ее данным среди обсуждаемых нововведений: увеличение числа замов Михаила Фрадкова до 6 человек (отметим, что столь масштабный "реванш" выглядит не слишком вероятным), обратное слияние некоторых министерств и агентств (это возможно), передача Государственного таможенного комитета из сферы влияния МЭРТ в ведомство Алексея Кудрина, слияние следственных комитетов всех силовых структур в Федеральную следственную службу под началом Виктора Черкесова (два последних нововведения вызовут жесткую аппаратную борьбу с трудно предсказуемым результатом).

Как заявил источник в администрации президента газете, сегодня решен вопрос о введении еще одного заместителя каждому руководителю федерального ведомства - статс-секретаря, который возьмет на себя всю законопроектную работу и контакты с Федеральным собранием. С этой инициативой выступили осенью прошлого года несколько министров, однако тогда предложение не нашло поддержки. Но точку, как выясняется, не поставили, и, в конечном счете, доказали целесообразность введения еще одной штатной единицы. Это объясняется, в частности, тем, что чиновников уровня руководителей департамента министерства, которые сейчас работают с Думой, влиятельные председатели парламентских комитетов не воспринимают всерьез.

Что же касается кадровых перестановок, то, судя по всему, речь может лишь об отдельных фигурах. Отставка правительства в целом сегодня маловероятна. Президент в своем послании заявил: "Если сейчас, когда созданы предпосылки для серьезной и масштабной работы, государство поддастся соблазну простых решений, то верх возьмет бюрократическая реакция. Вместо прорыва мы можем получить стагнацию". Можно предположить, что под "простым решением" как раз и понималась отставка кабинета министров. Кроме того, тот факт, что президент пришел в правительство, чтобы лично курировать выполнение собственных поручений, взяв на себя и организационную работу (сроки, назначение ответственных), свидетельствует о том, что Путин последователен в своем желании сделать правительство президентским и не намерен отправлять премьера в отставку.

Ситуация вокруг Михаила Фрадкова в настоящее время носит противоречивый характер. С одной стороны, он не был даже допущен к подготовке к посланию, что на протяжении всех лет было обычной практикой. По данным СМИ, Фрадков даже не имел возможности заранее ознакомиться с текстом послания. С другой стороны, президент впервые предоставил премьеру возможность участия в разработке некоторых политических решений. Так, Фрадков будет совместно с председателем ЦИК России отвечать за организацию и проведение парламентских выборов в Чеченской республике. Кроме того, Фрадков будет подключен к работе Дмитрия Медведева, главы президентской администрации, по подготовке поправок к закону "Об общественной палате". Понятно, что такого рода "компенсации" являются недостаточными, а также несоразмерными с утратой премьером стратегических функций.

Представляется, что аппаратная борьба в верхах будет продолжаться, причем президентские поручения представляют собой определенный паллиатив, компромисс между различными кремлевскими группами, поскольку Михаила Фрадкова считают близким к части "силовиков". Путинский "кнут" может активизировать работу правительства и несколько дисциплинировать его, однако он не устраняет причин, которые вызвали сбои в работе кабинета министров. Более того, аппаратная борьба выводится на новый уровень, причем позиции Фрадкова по отдельным направлениям деятельности кабинета могут даже усилиться. Все это свидетельствует о том, что речь идет об очередном и далеко не решающем туре внутривластного противостояния.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net