Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
22.03.2007 | Виталий Портников
Хранитель ключей
Триумфальное одобрение украинским парламентом кандидатуры Арсения Яценюка на пост министра иностранных дел страны может породить надежды на возвращение внешнеполитического ведомства к нормальной работе. После того как появился министр, которому доверяют и президент, и представители правящего большинства, украинская внешняя политика, парализованная долгим противостоянием вокруг отставки Бориса Тарасюка и назначения Владимира Огрызка, сможет выйти из долгого неплодотворного кризиса.
Но насколько оправданы эти надежды? Насколько вообще значима фигура министра иностранных дел для осуществления внешнеполитического курса? Ответ на этот вопрос можно получить, заметив, что Яценюк – первый политический назначенец на посту министра. То есть до сих пор украинским МИДом руководили профессиональные, но технические фигуры, никак реально на внешнюю политику не влиявшие.
Это было вполне оправдано при президентской системе управления страной. Анатолий Зленко, Геннадий Удовенко, Борис Тарасюк, Константин Грищенко по определению не могли иметь собственного представления о внешнеполитической стратегии, хоть в чем-то отличающегося от президентского. А если такое мнение вдруг появлялось, оно могло привести только к одному – отставке. Первым политиком на посту министра оказался Борис Тарасюк, вновь оказавшийся в знакомом кабинете после нескольких лет оппозиционной деятельности. Ошибка Тарасюка состояла в том, что и после вхождения в правительство антикризисной коалиции он продолжал воспринимать себя исключительно как президентского министра. А ведь в нынешней ситуации министр иностранных дел – фигура, облеченная двойным доверием – президентским и депутатским. Тут не достаточно дипломатического опыта и аппаратной выучки.
Министр иностранных дел в новой системе должен быть самостоятельно мыслящим политическим деятелем, способным маневрировать, находить баланс между представлениями президента и премьера, секретариата главы государства и парламентариев. И целью этих маневров должно быть не желание любой ценой усидеть в престижном кресле, а выработать и проводить в жизнь внешнюю политику страны. Ошибочным было бы предполагать, что в случае разногласий между президентом и парламентом вообще не может быть никакой внешней политики. Для того и нужен сильный министр иностранных дел, чтобы внутриполитические дрязги и идеологические клише не влияли на внешнеполитический курс страны.
Однако понимания этой роли министра у украинских политиков не наблюдается. И нельзя с уверенностью сказать, что Арсений Яценюк рассматривает новое назначение прежде всего как шанс стать «хранителем» ключей от украинской внешней политики, а не как результат очередных кулуарных договоренностей.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.