Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

24.04.2007 | Наталья Ратникова

На пороге бензиновых бунтов

Розничные цены на бензин, которые оставались практически неизменными с осени прошлого года, скоро могут вырасти по различным видам топлива на 10-25%. Это станет результатом скачка оптовых цен на бензин, которые в последние недели выросли на 8-20%. К концу года цена высокооктановых видов топлива вполне может перешагнуть отметку доллар за литр. Для сравнения, в США литр бензина в розницу стоит от 70 до 75 центов. Эксперты уже прогнозируют новые акции протеста автомобилистов и очередные поиски виновных среди торговцев бензином, которых опять обвинят в картельном сговоре.

По данным информационно-исследовательского центра "Кортес", за первые три недели апреля стоимость дизельного топлива в среднем по России увеличилась на 8,4%, настолько же повысились цены на бензин А-80. А-92 подорожал на 14,5%, а А-95 — на 5,1%. По данным Российского топливного агентства, с конца марта нефтепродукты подорожали еще сильнее - средняя оптовая цена дизтоплива поднялась на 9,8%, А-76 — на 13%, А-92 — почти на 21%. При этом поставки бензина на внутренний рынок выросли в марте всего на 7,3%, а на экспорт — сразу на 46,5% (к уровню аналогичного периода прошлого года). Эксперты полагают, что рост экспортных поставок напрямую связан с ростом цен на внутреннем рынке: с апреля снижены вывозные пошлины на нефть (на 13%) и нефтепродукты (на 12%). В результате экспортировать нефтепродукты стало выгоднее, чем продавать их на внутреннем рынке, и объем предложения в России сократился, а за ним пошли вверх цены. Еще одним фактором, который сказывается на топливных ценах, является приближение сельскохозяйственного сезона: производители "придерживают" топливо, чтобы затем продать его дороже.

Тем временем розничные цены на автозаправочных станциях пока остаются без изменений. По данным Федеральной службы государственной статистики, в целом по России в марте бензин подешевел на 0,2%, за январь-март - на 0,9%. По данным Росстата, по состоянию на 9 апреля бензин марки А-76 в среднем по стране стоил 15,72 рубля за литр, А-92 - 18,54 рубля, Аи-95 и выше - 20,06 рубля, дизельное топливо - 16,94 рубля за литр. Примечательно, что в это же время в США, которые являются основным потребителем энергоресурсов в мире, высокооктановые виды топлива стоили либо столько же, сколько в России, либо дешевле. Этот факт уже давно вызывает недоумение у экспертов, которые сравнивают Россию с Саудовской Аравией, Ираном, или Кувейтом, такими же нефтяными "донорами" - но там бензин стоит дешевле, чем вода. Логика отечественных торговцев вполне понятна: зачем продавать внутри России бензин задешево, если можно отправить его за границу? Не говоря уже о значительных акцизных сборах и различного рода пошлинах, которые собираются с розничных продавцов.

Примечательно еще и другое: цены в розничном сегменте в России практически не зависят от мировых цен на нефть. Всего два месяца назад "черное золото" на Лондонской бирже стоило около 50 долларов за баррель, при этом литр АИ-95 продавался на автозаправках в среднем по 21 рубль. Сейчас нефть стоит около 70 долларов, а ценник на заправках не меняется. Если завтра цены на заправках, как и прогнозируют участники рынка, вырастут, а нефтяные, напротив, упадут, никто не будет снижать цены на топливо. В то же время в США розничные цены на бензин привязаны к мировым на нефть достаточно жестко: стоит вспомнить, что в конце прошлого года цена литра бензина там упала почти на 10 центов, или примерно на 1%. Столь серьезных снижений цен на топливо в России, как правило, не бывает. Розничные и оптовые торговцы предпочитают лишь загонять цены вверх.

Но самый неприятный результат роста цен на топливо - это вклад в инфляцию. В случае повышения стоимости бензина в рознице на 15% инфляция автоматически "прибавит" 1%. Поэтому правительство в не меньшей степени, чем автомобилисты, заинтересовано в сдерживании цен на топливо. Какие методы "убеждения" чиновники будут использовать в этот раз, предугадать несложно - как обычно, соберут нефтяников и "рекомендуют" им не повышать цены. Но у продавцов тоже есть свои аргументы в пользу повышения цен - та же инфляция (ведь зарплаты рабочим нужно индексировать) и высокие налоговые сборы с торговцев бензина. Возможно, вместо директивных методов правительству стоит пересмотреть свою налоговую политику в отношении торговцев бензином, одновременно ужесточив правила экспорта.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net