Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

05.07.2007 | Анатолий Цыганок

Театр начинается с марионеток

Осенью 2006 года появились настораживающие сообщения об операции Грузии в Сванетии, которая закончилась заявлениями президента Михаила Саакашвили о переезде в село Аджара Кодорского ущелья «легитимного Абхазского правительства, признанного Тбилиси». Чуть позже, в ноябре 2006 года в селе Эредви вблизи Цхинвали заявило о себе второе ««альтернативное правительство Южной Осетии» и его президента Дмитрия Санакоева», легитимность которого признается только в Тбилиси. Для мирового сообщества появление «легитимных правительств в изгнании» - знак того, что в данном регионе готовятся операции по изменению сложившегося статус-кво.

Цхинвальский вариант правительства в изгнании

Сейчас идут сообщения о «международном признании Дмитрия Санакоева», который озвучил в Брюсселе двухлетней давности «вариант Тироля для Южной Осетии», разработанный в аппарате Саакашвили. Не желая отменять указ первого президента Грузии Звиада Гамсахурдия о ликвидации автономии и исключения из конституции топонима «Южная Осетия», Саакашвили настойчиво проталкивает вариант интеграции осетин в грузинское административное пространство в качестве одной из одиннадцати земель Грузии - Шида Картли.

Ситуация вокруг Цхинвали начала накаляться с весны. В мае месяце во время ужасающей жары на Кавказе грузинская сторона попыталась объявить «водную блокаду Цхинвали», обосновав прекращение подачи воды «неполадками трубопровода». Затем, непосредственно после заявлений Дмитрия Санакоева в Брюсселе, последовало резкое обострение обстановки на окружной дороге вокруг Цхинвали. Колонна грузинских самосвалов с горийскими номерами и грузинскими флагами эффектно выглядела на фоне облитых краской, униженных российских солдат. Эта ситуация напомнила об аналогичных стычках между сербской полицией и косовскими албанцами. Тогда косовские боевики ввели в практику стрельбу по сербским полицейским, также облитым светлой краской, из собственных квартир, находясь в окружении родственников. Примерно такую же тактику стрельбы из собственных квартир использовали и боевики «Хезболлах» в прошлом году в Ливане и боевики «Хамаса» месяц назад в средиземноморской Газе. «Случайные» обстрелы из минометов и крупнокалиберных пулеметов «неустановленными лицами» ночных окраин осетинского Цхинвали ведутся все по той же косовско–палестинской методике.

Опасения, что за этими столкновениями последует силовое внедрение Грузией «тирольского варианта», подтверждаются решимостью тбилисского руководства во что бы то ни стало навязать мировому сообществу мнение, «что две Осетии – это хорошо» (хотя то же мировое сообщество придерживалось в отношении разделенных Германии, Вьетнама, Кореи и Йемена). Еще одно подтверждение – создание марионеточных правительств в изгнании.

Правительства в изгнании как способ давления

История международных отношений двадцатого века знает много примеров, когда различные государства и международные структуры использовали в своих целях так называемые «правительства в изгнании». Создание и поддержка каждого такого правительства целиком соответствовали задачам, ставившимися теми государствами, на территории которых оно действовало. Большая часть правительств в изгнании появлялась вследствие военных действий, гражданских войн или конфликтов.

Так, в 1939 году в первый день зимы поселок Терийоки (ныне г. Зеленогорск) на Карельском перешейке, куда через сутки после начала советско-финляндской войны вошли части Красной Армии, стал местом резиденции «народного правительства Финляндии» в противовес легитимному правительству Финляндии в Хельсинки.

С сороковых годов в нескольких государствах Европы продолжали работать несколько «правительств в изгнании» (польское, чешское, венгерское). Эстонское правительство в изгнании находилось в Лондоне до 1992 года.

В 1959 году бежавший из Китая духовный лидер 80 тысяч тибетских беженцев далай-лама создал в индийском городе Дхармсала «тибетское правительство в изгнании». Это правительство было признано Италией и Европейским союзом в качестве законного представителя тибетского народа, если Пекину не удастся прийти к соглашению относительно будущего статуса Тибета.

В шестидесятых правительство США попыталось вызвать общественное недовольство на Кубе и создать «Кубинское правительство в изгнании», если оно сумеет обосноваться на береговом плацдарме в 200 милях от Гаваны и сможет руководить мятежом.

В конце двадцатого века в массовом порядке создавались правительства в изгнании в странах Африки. Можно заметить некоторую закономерность между созданием «правительства в изгнании» и последующей эскалацией и накаливанием международной обстановки в регионе, где располагается данная страна.

Примером тому можно считать создание в Амстердаме иракской оппозицией при поддержке США правительства в изгнании Ирака в 2002 году, за год до войны. В течение года проводилась проверка способности иракской оппозиции к руководству. А потом последовала операция по «демократизации Ирака», и правительство в изгнании из Амстердама и Парижа перебралось в Багдад.

По заявлению сразу шести организаций эмигрантов из Северной Кореи, продолжаются попытки северокорейцев, проживающих в Южной Корее, Китае, Японии, Монголии, Казахстане и России сформировать в Токио правительство КНДР в изгнании, чтобы организовать противодействие Ким Чен Иру.

В 2005 году находящийся в Париже бывший вице–президент Сирии Абдель Халим Хаддам объявил о создании сирийского правительства в изгнании в результате объединения всех оппозиционных дамасскому режиму сил. Одновременно усилилось давление на Дамаск.

В общем, ясно, что появление в 2006 году на территории Грузии двух «правительств в изгнании» не может не настораживать.

Прогрузинские правительства в изгнании и исторические аналогии.

История иногда повторяется до мелочей. Перемещение в 2006 году нынешнего правительства Абхазии в изгнании из Тбилиси в село Аджара в Кодорском ущелье как две капли воды похоже на перемещение в 1939 году из Москвы в первый финский поселок, захваченный частями Красной Армии, правительства Отто Куусинена, возглавившего финское правительство в изгнании. Как в СССР в сороковые годы, так и в нынешней Грузии марионеточные правительства создавались и финансировались для решения задачи по ликвидации государственной независимости в первом случае Финляндии, во втором - непризнанных Абхазии и Южной Осетии. Появление правительств в изгнании согласовалось по времени с другими действиями. СССР увязывал создание «народного правительства» с приведением войск РККА в боевую готовность к началу войны. Грузия увязала назначения на новые посты в Абхазском правительстве в изгнании с началом «полицейской операции в Кодорском ущелье»; «альтернативное правительство в Южной Осетии» было создано сразу после завершения череды военных учений грузинской армии и внутренних войск и «международного бенефиса в Европе» Дмитрия Санакоева.

Во всех случаях осуществлялась попытка сформировать из представителей коренных национальностей воинские формирования. В 1939 году из финнов и карелов формировалась 106 стрелковая дивизия. Прямую аналогию можно найти в попытках Грузии сформировать воинские и полицейские подразделения, предназначенные для действий в Кодорском ущелье, чеченцами и сванами, которые подписывали контракт о согласии участвовать в боевых действиях. Не исключено, что в Кодорском ущелье уже сформирован взамен распущенного отряда самообороны «Охотник» новый сванский полицейский батальон, подчиненной Министерству внутренних дел. В Южной Осетии альтернативное правительство Дмитрия Санакоева уже имеет формирования численностью около 2500 человек, из числа которых в мае был сформирован спецназ, численностью в 300 человек.

В Советском Союзе был подготовлен документ «Договор о взаимопомощи между Советским Союзом и Финляндской Демократической Республикой». Можно не сомневаться, что аналогичный договор уже подготовлен в недрах Министерства иностранных дел Грузии под руководством Гелы Бежулашвили. Правительство Куусинена подготовило «Обращение к трудовому народу Финляндии», в котором подчеркивалось, что исходной целью народного правительства является не поддержка Советского Союза, а восстание против существующего правительства Финляндии. Можно полагать, что подобное обращение со стороны правительств в изгнании может быть и к Грузии с просьбой оказания помощи против сепаратистов из Сухуми и Южной Осетии из Цхинвали.

Примерно одинаково весьма вольное распределение «министерских постов» в Абхазском правительствах в Аджаре и альтернативном правительстве Санакоева, где совершенно не имеют значения критерии компетентности. Здесь, кстати, можно усмотреть некоторые отличия от «советско-финского» опыта. Переезд правительства Куусинена и тех, кого прочили в состав «народного правительства» на территорию Финляндии начался непосредственно после захвата Красной Армией финской деревушки. Переезд правительства Абхазии в изгнании был отложен до завершения так называемой «освободительной операции» в Кодорском ущелье. А в Южной Осетия переезд в Цхинвали Дмитрия Санакоева под грузинской охраной предполагается «после добровольного признания о вхождении в состав Грузии». При этом последние два сценария предполагают силовое решение вопроса в Абхазии и гражданскую осетинскую войну в Южной Осетии.

Тбилиси надеется, что с марионеточными правительствами Абхазии и Южной Осетии можно договориться о вхождении этих образований в состав Грузии на правах областей унитарного государства. Иные варианты при нынешней грузинской конституции просто невозможны. Да и желания реализовать иные сценарии у грузинского руководства не наблюдается. Подтверждение тому - развитие событий последнего времени вокруг Цхинвали.

Анатолий Цыганок - кандидат военных наук, руководитель Центра военного прогнозирования, член-корреспондент Академии военных наук

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net