Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

19.07.2007 | Григорий Егоров

Русские правила для иностранного инвестора

На днях глава российского правительства Михаил Фрадков подписал распоряжение о внесении в Госдуму проекта федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ», чем положил конец более чем двухлетней неопределенности в поведении иностранных инвесторов на российском рынке. Впрочем, даже в случае принятия российским парламентом данного закона в том компромиссно-либеральном виде, в котором он сейчас существует, он будет представлять собой скорее свод ограничений, нежели правил поведения на рынке.

Наверняка иностранные инвесторы будут рады появлению хотя бы каких-нибудь четких правил игры. Напомним, что количество и характер сорванных сделок из-за отсутствия формализованного подхода государства к стратегическим активам страны было более чем весомо: отказ Siemens в покупке «Силовых машин», французскому Total в покупке 20% «Новатэка», китайской CNPC в покупке доли в «Синтезе». Предполагается, что с вступлением в силу законопроекта о порядке осуществления в России иностранных инвестиций ситуация должна измениться, во всяком случае будут понятны основания, по которым компаниям отказано в инвестировании. А отказов, скорее всего, по-прежнему будет предостаточно. В конечном счете, зачем России, у которой и без того предостаточно денег, еще и иностранные инвестиции, да еще и в стратегические отрасли экономики? В этом контексте высказанные вчера помощником госсекретаря США по экономике Рейбеном Джеффри опасения, что закон, возможно, вызовет вытеснение иностранных инвесторов из ряда отраслей по аналогии с нефтегазовым сектором в России, имеют под собой основания. Да и сам подход Владимира Путина, собственно, и инициировавшего в 2005 году разработку законопроекта, ограничивающего участие иностранного капитала в «отраслях, обеспечивающих безопасность государства», говорит сам за себя.

За два года, которые правительство и ФСБ провели в спорах относительно содержательной стороны законопроекта, компромисс все же был найден. От списка стратегических предприятий принято отказаться. В то же время законопроектом определены 39 стратегических видов деятельности, связанных с естественными монополиями, разработкой недр, ВПК, авиастроением, космической деятельностью, ядерным производством. Иностранный инвестор, пожелавший приобрести более 50% акций предприятия из списка либо получить половину мест в его совете директоров или органах управления, должен обратиться в уполномоченный правительством орган за разрешением на сделку. Показательно, что для иностранных госкомпаний действует особое ограничение - им можно приобретать не более 25% акций стратегических предприятий. В случае если уполномоченный правительством орган сделку одобряет, предпоследнее слово остается за правительственной комиссией под руководством премьера, которая и принимает решение о возможном инвестировании (на это ей дается не более полугода). Последнее же слово остается за «федеральным органом исполнительной власти в области безопасности», без согласия которого невозможно решение правительственной комиссии.

Более того, если предприятие, которое приобретают иностранцы, в своей работе использует сведения, составляющие государственную тайну, или в течение последних пяти лет выполняло оборонный заказ, то инвестор обязан будет взять на себя ряд обязательств. Эти обязательства, в частности, могут заключаться в полном или частичном формировании органов управления коммерческой организации из числа российских граждан, имеющих право на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

В проекте закона отмечается, что надзор за соблюдением закона будет возложен на органы безопасности, которые, в частности, вправе использовать приемы оперативно-розыскной деятельности. Так, если спецслужба узнает, что иностранцы скупили акции стратегического предприятия через подставные российские фирмы, она сообщает об этом уполномоченному органу, а правительственная комиссия обжалует такие сделки в суде.

Таким образом, роль ФСБ в инвестиционном процессе существенно возрастает. Впрочем, как сообщают издания со слов источника, близкого к ФСБ, привлечение спецслужб для проверки иностранных инвестиций – это не новое изобретение, а глобальная тенденция. В то же время законопроект устанавливает, что его действие не будет распространяться на сделки, совершенные до его введения в действие – здесь были учтены требования западных компаний, указывавших, что прежние версии законопроекта оставляли возможность национализации стратегических активов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net