Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.10.2007 | Татьяна Становая
Правительство становится все более конфликтным
С назначением нового премьер-министра и вхождением в кабинет новых фигур произошло перераспределение полномочий, которое положило начало аппаратной борьбе за сферы влияния и обозначило новые приоритеты в работе исполнительной власти.
Как и у прежнего правительства, у правительства Зубкова нет достаточной свободы маневра в выборе проводимого курса: кабинет нацелен на реализацию политики Путина. Тем не менее, приход Зубкова может усилить противоречия между дирижистами и либералами.
С одной стороны, в правительстве усиливаются левые и «дирижистские» тенденции. Так, Зубков активно демонстрирует свою приверженность сильной социальной политике, что уже привело к формированию его образа как политика левоцентристского толка (об этом свидетельствует опрос экспертов в газете «Коммерсант»). В общем-то, премьер не предложил ничего нового: в частности, речь идет о постоянных повышениях заработных плат (например, для работников детских садов) и пенсий. Для решения последней задачи Зубков предложил использовать Фонд национального благосостояния – об этом говорил и президент, имея в виду проведение пенсионной реформы. Тем не менее, при Фрадкове таким четким и жестким акцент на социальной политике не был: предшественник Зубкова в большей степени сосредотачивался на задаче экономического роста.
В пользу «дирижизма» говорит указание Зубкова вице-премьеру и министру финансов России Алексею Кудрину разобраться с проблемой кредитования промышленности российскими банками. «Не все хорошо с промышленностью, — заявил Зубков, приведя в пример одно из пензенских предприятий: — Несколько месяцев они ходили за ВТБ, просили кредит, им обещали под 14%, водили за нос и ничего не дали. В итоге они нашли его в одном из банков Чехии под 4,5% годовых. Позор! Почему говорят, что большие заимствования на Западе? Потому что наши банки не обращают внимания на нужды российской промышленности, полнейшее равнодушие». Финансовые эксперты признают, что в России складывается кризис ликвидности, и рост процентных ставок может стать масштабной проблемой. Банки заинтересованы в том, чтобы ЦБ вернул часть зарезервированных средств, однако в этом случае возникает угроза стабильности банковской системы. Зубкова поддержал и Сергей Иванов, который заявил, что банки должны снизить проценты для промышленных предприятий.
Многие действия нового премьераа похожи на откровенный популизм (например, указание повысить заработную плату воспитателям пензенского детского сада), что дало основания наблюдателям говорить о возможной коррекции экономического курса. Однако является ли это конъюнктурным (аппаратным или политическим), либо стратегическим ходом – покажет время.
С другой стороны, в правительстве усилены позиции «либералов». В первую очередь, речь идет об Алексее Кудрине, который стал вице-премьером. Его повышение означает, что президент поддержал его жесткую бюджетную политику. Напомним также, что Кудрин всегда выступал против использования стабфонда внутри страны. Министром здравоохранения и социального развития стала Татьяна Голикова, которая отвечала в Минфине за бюджет и вряд ли будет активно выступать за наращивание социальных расходов. Главой МЭРТа назначена Эльвира Набиуллина – рыночница и соратник Германа Грефа. Несмотря на то, что ее функции скорее сведутся к аналитическим, а вес министерства значительно снизится, можно говорить, что либеральный блок правительства как минимум не стал слабее.Таким образом, можно говорить о том, что «левый» напор премьер-министра имеет существенные ограничители и баланс между позициями дирижистов и либералов будет во многом зависеть от того, как внутри правительства будут распределены полномочия.
По словам Зубкова, распоряжение о распределении полномочий появится на наступившей неделе. Однако уже сейчас вокруг этого развернулась серьезная борьба.
По данным «Коммерсанта», Зубков не смог существенно ограничить полномочия Кудрина на посту вице-премьера, но борьба за это продолжается. Как пишет газета, еще утром 27 сентября Виктору Зубкову предлагалось ограничить функции нового вице-премьера лишь контролем над государственной политикой в естественных монополиях и контролем над тарифной политикой. Предполагалось, что вопросы контроля над финансовыми рынками и аудиторской деятельностью, а также над бюджетной и налоговой политикой сохранит другой вице-премьер - Александр Жуков. Однако уже к вечеру было решено, что у Александра Жукова останется контроль только над налоговой политикой.
Аппаратная борьба развернулась также между новым министром регионального развития Дмитрием Козаком и МЭРТом за инвестиционный фонд и ФЦП. Напомним, что после отставки Грефа было принято решение существенно сократить полномочия министерства. В частности, инвестиционный фонд и ФЦП должны быть переданы ведомству Козака: об этом говорили и Зубков, и Кудрин, поддержавший в данном случае премьера. Однако заместитель главы МЭРТа и идеолог промышленной политики Андрей Белоусов выступил лишь за частичные уступки: по его словам, в Минрегион будут переданы вопросы экспертизы региональной части ФЦП, «то есть экспертиза с соответствием ФЦП стратегиям развития регионов, соответствия градостроительным планам и соответствия другим региональным аспектам». При этом замминистра призвал «не путать функции госзаказчика и функции госэкспертизы и методологической обработки». Однако в президентском указе о системе исполнительной власти от 25 сентября функция госзаказа закреплена именно за Минрегионом. Белоусов также заявил, что «олимпийская программа» не будет передана в Минрегион. Свидетельством борьбы вокруг ФЦП стало появление информации в информагентствах об отставке Белоусова и другого заместителя министра экономического развития и торговли Кирилла Андросова. Белоусов эту информацию категорически опроверг.
Институциональные противоречия могут в ближайшее время стать актуальными и в отношениях Козака и Кудрина. Минфин выступал против передачи Минрегиону межбюджетных отношений. Заметим, что стремящийся снизить аппаратное влияние Кудрина Зубков активно «заигрывает» с Козаком, называя его ключевой фигурой в правительстве. Судя по всему, премьер заинтересован в том, чтобы сделать Минрегион главным министерством, отвечающим за экономику. В то же время Зубков стремится выстроить отношения и с двумя новыми министрами – Набиуллиной и Голиковой. Они как «новички»-технократы пока не имеют собственного сопоставимого с другими министрами веса, и Зубков спешит опередить Кудрина в налаживании устойчивого союза с ними. В частности, по словам премьера, Козак, Набиуллина и Голикова – три ключевых фигуры, на работе которых будет строиться деятельность всего правительства. Такой выбор объясняется также и тем, что Зубков вынужден опираться на новых членов правительства, которым нужно самоутверждаться, в то время как старые в этом не нуждаются и чувствуют себя более уверенно. Объединение новых, к коим относится и сам Зубков, происходит, прежде всего, с целью сбалансировать влияние Кудрина.
Для этого же принято и другое решение – перевод Росфинмониторинга из ведения Минфина в ведение премьера. Это формальное решение, но имеющее знаковый характер. Кудрин как министр финансов и ранее не контролировал финансовую разведку, которая возглавлялась Зубковым. Сейчас Зубков пытается лишь формализовать реальность и замкнуть ведомство на себя. Однако это может иметь негативные для Кудрина последствия: в первую очередь, речь идет о возможном перераспределении полномочий от ЦБ к финансовой разведке. Во-вторых, Росфинмониторинг может оказаться главным антикоррупционным ведомством, что станет личным мощным ресурсом Зубкова. «Росфинмониторинг я по новой структуре правительства замкнул на правительство, конкретно на себя. Это правильно, так как этот мощный орган поможет принять закон о коррупции, такой закон точно будет, если не сейчас, то в ближайшей перспективе», - сказал Зубков.
Новое правительство будет отличаться от прежнего, прежде всего, двумя фигурами – Козаком и значительно усилившимся Кудриным. По данным «Коммерсанта», Кудрин как вице-премьер будет де-факто отвечать и за реализацию ФЦП, что значительно поднимет его вес. Судя по всему, Кудрин будет курировать помимо Минфина МЭРТ и частично Минрегион.
Козак получит в свое распоряжение «суперминистерство». Помимо того, что Минрегиону перейдут ФЦП и инвестиционный фонд, оно еще будет курировать и Фонд содействия развитию ЖКХ. По подсчетам СМИ, в ведении Козака окажется два триллиона рублей.
В новом правительстве также появится два комитета с беспрецедентными полномочиями: по рыболовству – его, по многочисленным данным, должен возглавить Андрей Крайний и комитет по делам молодежи (возможно, его главой станет, как и ожидалось, лидер движения «Наши» Василий Якеменко, хотя называется и имя «единоросса» Андрея Турчака). При этом существенным фактором в данном случае является возврат к практике госкомитетов – эти ведомства, вопреки логике административной реформы (правда, эта логика уже была признана Путиным неверной), будут совмещать в себе функции министерства, федерального агентства и службы в пределах своей компетенции. Именно в разделе этих функций и состояла во многом реформа.
Новое правительство может оказаться более противоречивым и нестабильным, чем предшествующее. Активность Зубкова может «напороться» на позиции сильных министров и вице-премьеров, имеющих прямой выход на президента. Если в прежнем правительстве большинство решений затягивалось из-за неспособности согласовать спорные моменты, то сейчас эти межведомственные конфликты могут только усилиться. Тем не менее, Зубков отличается от Фрадкова одним важным качеством: он начал активно апеллировать к населению и наращивать собственную популярность, что, впрочем, может также способствовать росту напряженности внутри кабинета не только на аппаратном уровне, но и на идеологическом.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.