Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
03.10.2007 | Георгий Ковалев
В «Плане Путина» могут быть сбои
Избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы пятого созыва, по сути, закончилась в тот момент, когда Владимир Путин «с благодарностью» принял предложение делегатов VIII съезда партии «Единая Россия» возглавить их предвыборный список. И уже вечером 1 октября многим наблюдателям, разбирающимся в тонкостях избирательного законодательства, стало ясно, что во главе партийного списка единороссов вместо федеральной тройки, скоре всего, будет лишь одна фамилия. Вчерашний день подтвердил эти предположения. Делегаты съезда вполне разумно сочли, что равновеликих фигур Владимиру Владимировичу Путину в партии не сыскать, а потому своим решением придали будущим выборам еще больший плебисцитарный характер.
Можно по-разному относиться к принятому президентом решению. Ясно одно - заявив о своем согласии возглавить партийный список «Единой России», Путин совершил «ползучую» революцию, последствия которой могут быть непредсказуемы.
Глава государства наконец-то расставил все точки над «i», поддержав единороссов, как он сам заметил в ходе Валдайского форума, в «жесткой форме». Вроде бы стало понятно, что власть Путина держится лишь на одной ноге, а не на двух, как некоторым хотелось считать ранее. Теперь «Справедливой России» приходится на ходу перестраивать всю свою избирательную кампанию, ибо лидер, которого эсеры еще не так давно называли «своим», отныне возглавляет столь критикуемую ими ранее «партию бюрократов». Для других партий, которые не притязали на реализацию «плана Путина» вроде бы ничего не изменилось. В то же время все их предвыборные инициативы на фоне прихода Путина на первое место списка единороссов кажутся детскими шалостями, которые могут быть услышаны (и тут же в пух и прах разгромлены) населением лишь только в том случае, если демиург снизойдет до участия в дебатах.
В подобной ситуации предстоящие парламентские выборы начинают напоминать президентские выборы образца 2004 года, когда большинство кандидатов на пост главы государства, скорее, выступали в роли статистов, нежели в качестве реальных акторов избирательного процесса. Недаром ряд лидеров политических партий вообще отказались выдвигать своих кандидатов, и выборы носили чисто плебисцитарный характер. То же самое относится и к предстоящим думским выборам, в ходе которых российскому народу предложено голосовать не столько за партии, олицетворяющие конкурирующие идеи, различные приоритеты государственного развития, сколько за «третий срок» Владимира Путина.Впрочем, идея третьего срока для действующего президента, представшая на днях несколько в ином свете, на самом деле может оказаться не такой уж и безоблачной в реализации. Как для самого Владимира Путина, так и для России.
То, что о полноценной многопартийности в России теперь можно забыть, понятно уже всем. Сейчас политики и эксперты склонны говорить о полуторопартийной или двухпартийной системе, которая должна оформиться по результатам предстоящих выборов в парламент. Очевидно, что после свершившегося шансы «правых сил» пройти в Госдуму стали еще призрачнее, в то время как над ЛДПР всерьез нависла угроза непреодоления семипроцентного барьера. «Справедливая Россия», скорее всего, в Думу попадет. Хотя бы для того, чтобы единороссы не остались наедине с коммунистами, которые в противном случае превратятся в единственную оппозицию в стране. Показательно, что многие представители медиа-пула «Единой России» буквально сразу же после заявления Путина резко снизили степень критики в своих высказываниях в адрес справороссов, если не переменили пафос вовсе.
Далее. Совершенно точно в будущем парламенте окажутся «Единая Россия» и КПРФ. Будет ли еще кто-то представлен в Госдуме пятого созыва, теперь зависит, скорее, не столько от самих партий и народа, сколько от архитектора, выстраивающего основу будущей политической системы России. То есть от Владимира Путина, судя по всему, окончательно решившего никуда от власти далеко не уходить.Но главная интрига и в то же время проблема решения Путина состоит не в этом. Отказавшись от довольно примитивной игры в преемника, то ли в силу того, что он все же не смог найти подходящей кандидатуры, то ли в силу слабости окружающей его элиты, президент начал многоходовую игру, правила которой, как и всегда, известны только ему одному. Но начав эту игру, контролировать ее ход до самого конца он все же не сможет.
Стоит отметить, что, судя по всему, для Путина не важны институциональные изменения. Разумеется, не нужен ему и пересмотр Конституции, о чем он неоднократно заявлял. Представить действующего президента в качестве премьера при сохранении полноты власти в руках его последователя так же сложно, как и Гарри Каспарова будущим главой государства. Тем более в качестве премьера правительства, становящегося все более слабым за счет создания фактически не подконтрольных ему госкорпораций.
Формально вроде бы, проведя децентрализацию власти, распределив ее между будущим президентом и парламентским (скорее всего, конституционным) большинством, во главе которого Путин, судя по всему, планирует находиться, он все же не решает до конца проблему сохранения полноты власти в своих руках. Как бы современен, порядочен и т.д. ни был будущий президент России, как бы ни доверял ему Путин сейчас, как бы тот ни демонстрировал действующему главе государства способность работать «плечом к плечу», с приходом к власти даже абсолютно лояльный человек осознает всю ее полноту и могущество. Исторических примеров, как российских, так и зарубежных масса. Вероятно, именно поэтому и похоронили идею простого «преемничества». Была начата новая игра.
Теоретически, имея подконтрольное конституционное большинство в парламенте, Путин может ограничивать действия третьего президента России, угрожая внесением изменений в Конституцию, которые бы повлекли смену формы правления на парламентско-президенсткую республику с резким усилением премьера. Однако кто может дать Путину гарантии того, что это самое конституционное большинство в Госдуме будет вечно хранить верность действующему президенту? А ведь поправки к Основному закону страны принимаются не только депутатами Госдумы, но и членами Совета Федерации, и, более того, вступают в силу, если их одобрило не менее двух третей законодательных органов субъектов федерации.
Если начнутся какие-то сбои в реальном, а не предвыборном «плане Путина», вся российская элита начнет представлять Путину кондиции, которые он вынужден будет подписать. Говорить же о том, что обиженных действующим президентом в России великое множество, видимо, не стоит. Те же Иванов с Медведевым, ходившие в официальных преемниках. А здесь недалеко и до начала центробежных тенденций, децентрализации власти, парада суверенитетов и т.д. И это лишь то немногое, чем может обернуться для России реализация «Плана Путина».
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.