Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
29.10.2007 | Татьяна Становая
Козака поставили перед выбором
25 октября на заседании правительства РФ утверждены изменения в структуре полномочий министерств во исполнение указа Владимира Путина о новой структуре правительства от 25 сентября. Как и ожидалось, в наибольшей степени от перераспределения выиграло ведомство Дмитрия Козака, а пострадал МЭРТ.
Следует напомнить, что в начале октября премьер-министра правительства Виктор Зубков распределил полномочия между своими заместителями. Тогда полномочия Дмитрия Медведева, Сергея Иванова и Сергея Нарышкина практически не изменились. Больше всего полномочий получил Александр Жуков – в его ведение перешли вопросы региональной политики. Он же передал и часть свих полномочий новому вице-премьеру и министру финансов Алексею Кудрину.
Полномочия Кудрина внутри правительства – это главная интрига нового кабинета. Стоит напомнить, что Кудрин до назначения Зубкова премьером находился с главой финансовой разведки в конкурентных отношениях и даже говорил о его отставке как решенном вопросе. Зубков, в свою очередь, пытался предпринять набор мер, ограничивающих аппаратные возможности своего зама. Однако это удалось сделать лишь частично. Согласно распределению обязанностей, вице-премьер - министр финансов Кудрин координирует социально-экономическое развитие России (Зубков попытался ослабить Кудрина за счет выведения социально-экономического развития регионов в ведение Жукова). Как и ожидалось, за ним останется проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, управления госдолгом и финансовыми активами России, государственного финансового планирования, разработки и исполнения федерального бюджета, повышения результативности бюджетных расходов и совершенствование бюджетной системы, разработки и реализации налоговой политики.
Кудрин, как и Жуков будет курировать государственную инвестиционную политику и разработку ФЦП, включая разработку системы показателей их эффективности. В данном случае налицо пересечение полномочий, с которым так активно боролись в ходе подвергаемой ныне резкой критике адмреформы. Кудрин также отвечает за вопросы обеспечения единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, антимонопольной политики и развития конкуренции (полномочия перешли от Медведева), госполитики в области деятельности субъектов естественных монополий, государственной тарифной политики, госрегулирования финансовых рынков, страховой и аудиторской деятельности, а также таможенно-тарифного регулирования.
Однако это распределение полномочий не давало полной картины расстановки сил: все зависело от распределения полномочия министерств и здесь главная интрига складывается в том, как поделят между собой сферы влияния Минрегион, Минфин и МЭРТ.
Как и ожидалось, министерству регионального развития Дмитрия Козака перешло от МЭРТа практически все, что ранее активно обсуждалось: от контроля над ФЦП до инвестфондом. Как и планировал Зубков, ведомство Козака, становится одним из ключевых в правительстве. По данным «Коммерсанта», Минрегиону разрешили иметь 12 департаментов до 617 человек с 1 января 2008 года. Согласно одобренным документам, Минрегионразвития получило функции «по предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ», однако только «в части, касающейся комплексного территориального развития, а также функций по осуществлению прав государственного заказчика-координатора федеральных целевых программ, связанных с экономическим развитием субъектов РФ и муниципальных образований». МЭРТу частично удалось отвоевать свои полномочия: за министерством сохранено право «осуществлять проверку» проектов инвестфонда.
Вопреки позиции Минфина, Минрегион получил функцию «главного распорядителя бюджетных средств в отношении федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и субсидий на развитие социальной и инженерной инфраструктуры». Именно этого добивался Зубков. Однако успех этот на деле оказывается весьма символическим - с учетом того, что положение о Минфине практически не подверглось правке. То есть Минрегиону отдали те функции, которые одновременно остались и у Минфина. Это автоматически закладывает конфликт между Минрегионом и Минфином. Поводом для конфликта также будет обязанность Минрегиона, как в свое время и МЭРТа, согласовывать с Минфином ФЦП, что ранее не раз приводило к конфликтам между Кудриным и Грефом.
Минфин также лишился контроля над Росфинмониторингом - об этом Зубков сказал сразу после назначения, выведя службу в прямое подчинение премьеру.
На этом фоне самой пострадавшей оказалась глава МЭРТа Эльвира Набиуллина. Как сообщает «Коммерсант», ведомство подверглось сокращению 229 штатных единиц. Из них 45 должностей достались Минрегиону, еще 10 - Минюсту. Они переданы ведомству Владимира Устинова вместе с функцией «нормативного обеспечению ведения госкадастра объектов недвижимости», а также для «координации и контроля деятельности Федерального агентства кадастра объектов недвижимости», которое также перешло из-под контроля МЭРТа в Минюст. Таким образом, за счет МЭРТа произошло и усиление Минюста, что говорит о политическом ресурсе министра и бывшего Генерального прокурора Владимира Устинова.
Распределение полномочий свидетельствует о том, что Зубков не сумел значительно ослабить Кудрина за счет передачи в ведение Козака-Жукова всего пласта региональной проблематики. Зубков был вынужден идти на явное дублирование функций, искусственно разделяя региональные и федеральные задачи. Все это закладывает серьезные институциональные конфликты между Козаком и Кудриным, которые дают Зубкову много возможностей для маневрирования. В то же время подобные маневры пытался делать и Фрадков между Грефом и Кудриным, однако ему это практически никогда не удавалось: два министра предпочитали консолидироваться ради противостояния премьеру. Таким образом, сейчас многое будет зависеть от позиции Козака, который будет вынужден выбирать себе союзника - Зубкова или Кудрина.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.