Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.11.2007 | Олег Громов
Украина на распутье
На Украине вот уже более полутора месяцев главной политической темой остаётся создание парламентской коалиции в Верховной Раде. 15 октября «оранжевые» (Блок Юлии Тимошенко и блок «Наша Украина – Народная самооборона») заявили о создании демократической коалиции. 17 октября даже было подписано коалиционное соглашение. Однако вскоре после этого коалициатны начали предъявлять друг к другу претензии. Как следствие, вопрос, смогут ли «оранжевые» удержать инициативу в свих руках или коалиция развалится, с каждым днем приобретает все большую актуальность.
На данный момент существует несколько «линий раскола» в парламентском союзе БЮТ и НУНС. Во-первых, фракционность в НУНС: блок не представляет собой монолит и это с каждым днём становится всё яснее. Сначала экс-премьер Юрий Ехануров заявил, что не стоит быстро соглашаться на условия БЮТ, выдвинутые Тимошенко при заключении коалиционного соглашения. Затем он вроде бы даже выступил с заявлением, в котором угрожал выйти из партии, если не будут пересмотрены отдельные положения коалиционного соглашения (позже оно было опровергнуто). Наконец, под коалиционным соглашением не поставили свои подписи три депутата от НУНС, что делает коалицию не жизнеспособной (однако трудно говорить, что такое решение депутатов является окончательным). Примечательно, что идею о персональных подписях депутатов от НУНС под коалиционным соглашением с БЮТ поддерживает Виктор Ющенко. Вероятно, причина этого в том, что президент видит нежизнеспособность «оранжевой коалиции» и хочет, чтобы виновны в её развале были отдельные люди. Из всего этого можно сделать вывод: Ехануров становится сторонником сближения НУНС с Партией регионов.
Во-вторых, продолжилась критика со стороны членов НУНС некоторых положений коалиционного соглашения, в частности введения профессиональной армии до 2009 г., на чем настаивает БЮТ. Помимо этого, продолжаются споры о введении императивного мандата для депутатов. В-третьих, с поста замсекретаря СНБО был уволен Александр Турчинов, второе лицо в избирательном списке БЮТ. В этой связи говорить о том, что настоящие союзники так не поступают, было бы излишним.
Со стороны Тимошенко пока меньше публичной критики по отношению к своим потенциальным союзникам. Однако БЮТ в целом не дорожит коалицией с НУНС. Дело в том, что кампанию по выборам президента, которую стремится начать лидер БЮТ, можно проводить (и даже успешнее) в оппозиции. Ещё одна причина для БЮТ оставаться в оппозиции – опасность «завязнуть» в негативном «наследстве» правительства Януковича, то есть росте цен.
Тем не менее, при всех трудностях пока нельзя полностью списывать со счетов «оранжевую коалицию»: НУНС и БЮТ уже определились с участием своих депутатов в комитетах Верховной Рады. К тому же, Ющенко торопит Тимошенко подписать коалиционное соглашение, а Тимошенко и Турчинов уверенно утверждают, что демократическая коалиция несмотря ни на что будет создана. Возможно, президент рассматривает «оранжевую коалицию» и альтернативную ей коалицию с ПР как варианты действия своей партии, не отказываясь полностью ни от одного из них.
В связи с этим необходимо упомянуть и о возможном сближении ПР и НУНС. О таком варианте развития событий свидетельствует несколько фактов. Во-первых, и президент, и ПР (об этом говорил регионал Мирошниченко) поддерживают идею нового Универсала, который может стать для этих партий основой объединения. Однако определённого решения по этому вопросу пока нет. Кстати, руководитель Секретариата президента Виктор Балога выступил недавно в защиту старого Универсала, заявив, что новый подписывать не будут (вероятно, предполагается создание нового Универсала как кальки со старого плюс несколько новых положений).
Во-вторых, Ющенко заявлял, что следует поделиться местами в правительстве с оппозицией (в основном это ПР), что подтверждает готовность Ющенко сотрудничать с «регионалами». Впрочем, предложение Ющенко может быть реализовано и в случае создания «оранжевой коалиции». В-третьих, ПР готова, по словам депутата от «регионалов» Михаила Чечетова, на уступки в создании коалиции (то есть отложить вопрос о НАТО, поставить вопрос о статусе русского языка на референдум). В-четвёртых, прослеживается близость позиций Ющенко и Януковича в вопросах о цене на газ и её увязке с ценой за транспортировку газа.
Но варианты создания коалиций БЮТ и НУНС или ПР и НУНС не являются единственными. Ещё одна сила в парламенте, играющая существенную роль, – Блок Литвина. Его позиция остаётся пока не до конца определённой. Литвин критикует стремление партий к коалиционности, утверждает, что его блок не вступит в коалицию, а он не хочет быть спикером. То есть он как бы абстрагировался от остальных партий и коалиционной борьбы, что потенциально способствует улучшению его имиджа. Однако при этом он намекает, что мог бы поучаствовать в создании новой коалиции (его блок нужен любой коалиции как необходимое дополнение). В этом свете видится более вероятным его сближение с ПР, чем с НУНС и БЮТ. Ведь Литвин ранее критиковал нежелание президента блокироваться с ПР в парламенте, а член БЮТ Николай Томенко высказывался против вступления Блока Литвина в «оранжевую коалицию». Поэтому существует вариант, что через некоторое время будет создана коалиция «Блок литвина - НУНС – ПР». Остаётся только вопрос, займёт ли в этом случае Литвин пост спикера?
Впрочем, Литвин может остаться и «третьей силой» в парламенте, заняв, по крайней мере, на некоторое время, выжидательную позицию. Возможно, это связано с планами Литвина поучаствовать в президентской кампании 2009 года. Относительно Компартии Украины, также прошедшей в парламент по итогам последних выборов, следует отметить, что с её стороны не наблюдается активных действий по блокированию с ПР. Так что КПУ пока остаётся в стороне от процесса образования парламентских коалиций.
Как бы там ни было, но решающее слово в определении судьбы «оранжевой коалиции» сейчас за президентом. Завершение оформления этой коалиции и её функционирование в Верховной Раде на постоянной основе представляется маловероятным. Как следствие, можно ожидать, что через некоторое время начнется переговорный процесс о создании широкой коалиции. Впрочем, пока президент затягивает с этим решением, а потому, все же не стоит исключать, что «оранжевая коалиция» может просуществовать некоторое время. Между тем, Россия вряд ли ощутит серьёзную разницу, будет ли коалиция «оранжевой» или какой-либо другой.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.