Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.11.2007 | Алексей Владимиров
Бессильный картель
В воскресенье в Эр-Рияде завершилась встреча руководителей государств-членов ОПЕК. На первый взгляд, у подобного мероприятия есть все шансы войти в историю: за время существования картеля таких свиданий было всего три — первое в 1975-ом году в Алжире, второе в 2000-ом году в Венесуэле и нынешнее. Однако, если чем состоявшиеся в Саудовской Аравии на минувших выходных переговоры и примечательны, так это тем, что ОПЕК в очередной раз продемонстрировал, сколь мало влияния организация имеет на ситуацию на мировых рынках нефти.
Некоторые комментаторы сегодня вспоминают, что изначально картель также имел весьма небольшое значение, вчистую проигрывая борьбу западным концернам, и только в семидесятые годы стал грозным институтом международных экономических отношений, оказывающим влияние на всю мировую экономику. Сегодня есть все основания утверждать, что ситуация изменилась - хотя бы потому, что глобализация сделала мир настолько сложнее, что ни один участник мировой политики или экономики ситуацию контролировать не может.
Случай с ОПЕК нагляден. Существуют минимум три группы факторов, сокращающих возможности организации влиять на мировой рынок нефти. Во-первых, члены картеля добывают лишь около сорока процентов нефти, поступающей на этот рынок. Остальное — государства, в ОПЕК не входящие. Ясно, что, например, Норвегия или, тем более, Россия лишь принимают к сведению решения картеля.
Во-вторых, ситуация на мировых рынках нефти очень зависит от ситуации в прочих секторах мировой экономики. Причём даже не обязательно на рынках других энергоносителей. Самый наглядный и убедительный пример последнего времени — кризис на мировых финансовых рынках. Нефтяные сделки уже давно стали объектом активности самых разных финансовых институтов, делающих сверхприбыли благодаря слухам, которые сами же нередко распускают, спекуляциям и паническим настроениям. В-третьих, всегда существовали непредсказуемые факторы, число которых в современном мире растёт. Хочет иранский президент развить национальную ядерную программу, не нравится это хозяину Белого дома, который не устаёт грозить Тегерану войной — не смогут даже единогласно одобренные странами ОПЕК меры этого изменить. Или, скажем, неугомонные нигерийский повстанцы, взявшие в последнее время привычку регулярно взрывать нефтепроводы и захватывать сотрудников нефтедобычи — уж они-то точно свои действия с позицией картеля сверять не намерены.
Понятно, что в такой ситуации сокращения влияния встреча лидеров государств-членов ОПЕК стала лишь местом обсуждения вопросов, далёких от регулирования мирового рынка нефти. Президенты Чавес и Ахмадинежад, как обычно, много и эмоционально выступали, стараясь жаром речей напугать Соединённые Штаты. Саудовские руководители плели кружева своей закулисной дипломатии, стараясь ещё больше привязать к себе небольшие нефтедобывающие государства, самих по себе которых слушать точно никто не будет.
Единственный результат встречи это объявление о создании некоего фонда ОПЕК с уставным капиталом в 750 миллионов долларов по исследованиям проблем изменения климата. Ясно, что инициатива это пропагандистская, но и она не выдерживает никакой критики, если вспомнить, что во время состоявшейся на выходных встречи за негативную роль в изменение климата критиковали (пускай, мягко) главным образом Запад, а следовало бы Китай и Индию. Но к ним у картеля претензий никаких — всё-таки главные клиенты.
Других результатов у «исторических» переговоров нет — не государства ОПЕК влияют на нынешнюю мировую экономику глобализации, а, скорее, она влияет на них. Если тенденции мировой политики и международных экономических отношений радикально не изменятся, позиции картеля ослабнут ещё больше. Может, это к лучшему — стремление к ценовому диктату всегда нарушает работу нередко вполне рациональных и полезных рыночных механизмов.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.