Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

17.12.2007 | Татьяна Становая

Вертикаль для двоих

10 декабря президент России Владимир Путин поддержал предложение «Единой России», «Справедливой России», Аграрной партии и «Гражданской силы» выдвинуть на пост президента первого заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева. 11 декабря Дмитрий Медведев выступил со своим первым телеобращением, в котором предложил Владимиру Путину занять пост премьер-министра. С высокой долей вероятности можно утверждать, что Медведев станет президентом, а сам Путин – главой правительства. Такая схема, на первый взгляд, крайне неустойчива, что делает ее неполноценной. Но нельзя исключать, что она дееспособна как временная.

Стоит напомнить, что 10 декабря было названо имя преемника: им стал «основной кандидат» Дмитрий Медведев. До президентских выборов осталось очень мало времени. Тот факт, что преемник был назван так поздно, говорит о желании Путина развести президентскую и парламентскую кампании, а также заставить элиты сомневаться в уходе президента со своего поста. Это Путину удалось: в последнее время в информационном пространстве активно присутствовала точка зрения, состоящая в том, что Путин тем или иным способом все-таки останется главой государства. И различные модификации сценария «третьего срока» обсуждались очень активно. Это помогло не только сконцентрировать максимум ресурсов для победы «Единой России», первым номером которой был «неуходящий» Путин, но и сохранить ориентированность элиты на фигуру Путина, что в условиях выборов крайне важно.

Предстоит провести избирательную кампанию, в рамках которой Медведев должен одержать убедительную победу в первом туре, хотя, возможно, и с меньшим результатом, чем 64% Путина и «Единой России». Однако уже сейчас очевидно, что задача решаема: сразу после объявления Медведева преемником, социологические службы провели опросы, показывающие, что у него есть шансы победить на выборах в первом туре. По данным «Левада-центра», за Медведева готовы проголосовать 63% избирателей, по данным ВЦИОМа – 57%. Уже сейчас видны контуры его публичного позиционирования: это будет кандидат не партии власти, а кандидат от Путина.

Как и прогнозировалось, «Единой России» не позволили иметь исключительно своего кандидата. Это связано как с предвыборными проблемами (Медведев имеет гораздо больше шансов на успех как кандидат от всех пропутинских сил, чем как кандидат только от «Единой России»), так и с проблемой ограничения политического места партии власти. «Единая Россия» давно пытается выйти за рамки роли инструмента легитимации решений Кремля и претендует на партизацию не только правительства, но и президента. Для Кремля это, как представляется, излишне: фигура президента является политически менее уязвимой именно при его внепартийном позиционировании.

Поэтому Медведева поддержали четыре партии: помимо «ЕР», это «СР», АПР и «Гражданская сила». Выбор этих участников неслучаен: «СР» получает поддержку как долгосрочный левоцентристский проект. АПР – лояльная Кремлю партия, которая едва не объединилась с партией власти в преддверии думских выборов. Ее участие в квартете свидетельствует, что данный процесс может получить положительное решение. Наконец, «Гражданская сила» - партия, активно играющая против традиционных либералов – СПС и «Яблока». Для Кремля было крайне важно подчеркнуть консенсус представителей всех политических секторов в отношении фигуры преемника. «СР» и АПР здесь олицетворяют левоориентированного избирателя, а «Гражданская сила» - либерального. Таким образом, создается впечатление, что поддержка Медведева расширяется за счет новых общественных групп, не связанных с основной частью властной элиты, интегрированной в «Единую Россию».

Тем самым в продвижении Медведева будет использована старая идея о консолидации всех сил вокруг фигуры нового президента. А это, в совокупности с самим фактом выдвижения не технического кандидата, означает, что президент будет не номинальной, а вполне дееспособной с политической точки зрения фигурой. Однако это входит в ряд противоречий с другой версией – намерением Путина возглавить правительство. Путин, судя по всему, не уйдет из политики и намерен не только сохранить свое влияние, но и заниматься непосредственным управлением.

Почти сразу после объявления имени преемника, Дмитрий Медведев выступил с телеобращением к населению, предложив Владимиру Путину «дать принципиальное согласие» на должность главы правительства. Несмотря на то, что пока Путин никак не ответил на это, нынешнее положение президента и его амбиции делают этот вариант абсолютно реальным. В пользу этого говорит и ряд фактов. Так, многие видные «единороссы» выразили сразу же поддержку Путину как будущему премьеру. Об этом же заявил и нынешний премьер Виктор Зубков, подтвердивший, что правительство в мае сложит свои полномочия перед вновь избранным президентом. Наконец, трудно себе представить, чтобы такое предложение поступило без санкции самого Путина. Стоит напомнить, что ранее, 1 октября текущего года, на предвыборном съезде партии «Единая Россия», президент называл идею избрания его главой правительства реальной. «Это вполне реалистичное предложение», - сказал тогда Путин, добавив, что для его реализации нужно выполнить два условия. «Первое – «Единая Россия» должна победить на выборах в Государственную Думу 2 декабря текущего года». Понятно, что данное условие выполнено. «Второе – президентом страны должен быть избран порядочный, дееспособный, эффективный, современный человек, с которым можно было бы работать в паре». И эта проблема практически решена. Таким образом, сейчас сценарий «Путин – глава правительства» выглядит «фаворитом» среди всех других предложений.

Тем самым формируется ситуация, при которой неизбежно возникает два центра власти: президент и премьер-министр. Стоит напомнить, что сам Путин уже не раз говорил, что ослабление института президентства неправильно, и никакого «обрезания» полномочий быть не должно. Эта система крайне нестабильная и структурно конфликтная. Получается, что есть дееспособный президент в лице Дмитрия Медведева, обладающий всей полнотой президентской власти, но при этом гораздо более политически слабый, чем предшественник. И есть премьер-министр, занимающийся оперативным управлением и находящий в подчинении, зависимости от президента, но при этом имеющий куда больший реальный политический вес. В этой «диархической» схеме заложено противоречие: реальный вес Медведева не соответствует его формальным возможностям и полномочиям, а значит, будет стремиться к равновесию и наполнению реальным содержанием: элиты, также как и парламентское большинство, будут постепенно выстраиваться под Медведева. Реальный вес Путина как политика, напротив, значительно выходит за рамки его формальных полномочий и возможностей, а значит, постепенно может уменьшаться. Это неизбежный процесс, который будет идти медленно, и, возможно, первое время даже незаметно.

Так, правительство в России всегда в глазах населения несет ответственность за все происходящее в стране, в отличие от президента, который находится как бы над «схваткой». Правительство в России всегда имеет очень низкий уровень доверия: на него автоматически возлагается вся вина за негативные события, будь то абстрактно высокий уровень бедности или резкий рост цен. Отличается и характер работы премьера: он занимается оперативными, рутинными вопросами, а ключевые решения вынашиваются в Кремле, «спускаясь» затем в исполнительную власть для проработки.

Все это имеет под собой институциональную основу. По Конституции России президент – глава государства и Верховный главнокомандующий, а премьер-министр – глава исполнительной власти. В связи с тем, что президент - Верховный главнокомандующий, силовики, в соответствии с федеральным конституционным законом о правительстве, находятся в его подчинении. Президент может в любой момент отправить правительство в отставку, он утверждает структуру и кадровый состав правительства (хоть и по предоставлению премьера), он может отменить любое решение кабинета, если оно противоречит законодательству. Это означает, что институционально премьер-министр встроен в вертикаль, высшим звеном которой является президент.

Однако на самом деле все не так однозначно даже с точки зрения закона. Российская политическая система создает предпосылки для некоторой автономии правительства и конкуренции между правительством и администрацией президента. Но, несмотря на это, за все время, начиная с 1993 года, серьезных конфликтов между президентом и премьером не было потому, что правительство не имело собственной прочной политической опоры в парламенте. В 90-е годы ее не имел и Кремль, однако только АП могла выстраивать отношения с депутатами, выигрывая за счет политической конфронтации исполнительной и законодательной ветвей. В период правления Путина АП уже опиралась на свое большинство, что, в числе прочего, позволяло делать правительство политически бессильным. Так, например, кабинет Михаила Касьянова имел свою степень автономии от Кремля, и Путин, в силу своих неформальных обязательств перед семьей Ельцина, не должен был отправить его в отставку в течение первого срока своего правления. Однако, даже несмотря на это, правительство Касьянова не могло принимать никаких противоречащих планам Кремля самостоятельных решений, так как парламент контролировался администрацией президента. Конфигурация «Путин – премьер, а Медведев – президент» принципиально отличается тем, что Путин как глава правительства будет опираться на думское большинство, что даст ему возможность ощутимо усилить роль кабинета.

Также нельзя исключать, что в закон о правительстве будут внесены изменения. Например, это может касаться изменения характера отношений премьера и силовиков. Принципиального же пересмотра в распределении полномочий между президентом и премьером не будет: Путин против внесения изменений в Конституцию (без этого изменить характер режима невозможно), равно как и против «урезания» полномочий главы государства.

А это все означает, что все те преимущества, которые имеет Путин как политически очень сильная фигура на посту премьера, могут постепенно сокращаться. В первую очередь, это касается проблемы парламентского большинства, с которым однозначно будет выстраивать отношения и новая администрация Дмитрия Медведева. Даже несмотря на то, что в ее руководстве, скорее всего, не произойдет серьезных перестановок (Владислав Сурков, по данным СМИ сохранит свой пост или даже будет повышен до главы АП), процесс выстраивания отношений нового президента и «единороссов» - неизбежный и двусторонний. Кроме того, новый президент уже будет иметь собственный рейтинг, пусть изначально и основанный на поддержке со стороны Путина. А это означает, что у Путина появился «рейтинговый» конкурент, который для прагматичного парламентского большинства может выглядеть реальной альтернативой.

Все это означает только одно: схема «Путин – премьер, а Медведев – президент» уязвима и опасна, а значит, как возможный сценарий может иметь лишь временный характер и развиваться в двух альтернативных направлениях.

Первый вариант – это намерение Путина уйти с поста премьер-министра через определенное время, предоставив Дмитрию Медведеву возможность стать полноправным главой государства. Проблема состоит в том, что сейчас Медведев – фигура весьма слабая, неконсенсусная, а значит, уязвимая. Ему придется иметь дело с «путинским окружением», которое внутри себя крайне конкурентно, но при этом достаточно прагматично. Отсюда есть два системных риска для преемника: риск снижения своего влияния и риск провала арбитража, допущения «войны всех против всех», и, как следствие, политической дестабилизации и эрозии режима. Приход Путина на пост премьер-министра позволит обеспечить более или менее безопасный период наращивания Медведевым собственного политического веса, а Путин при этом будет гарантом его неприкосновенности и одновременно арбитром в межэлитных конфликтах. Тогда период, при котором Путин будет руководить правительством, станет неким «инкубационным» периодом для Медведева, по завершении которого Путин откажется от активного вмешательства в принятие политических решений.

Второй вариант: схема «Путин – премьер» является «переходной» к другому сценарию – переизбранию его на пост президента. На сегодня этот сценарий кажется маловероятным, и, возможно, он будет реализована лишь в критической ситуации потери управляемости режима. В этом случае Путин может либо пойти на досрочные президентские выборы, либо дождаться очередных выборов.

Нельзя исключать, что в действительности и сам Путин для себя еще не определился, как сложится его судьба и судьба преемника в ближайшие годы. Избранная модель решения «проблемы-2008» дает ему возможность подумать и принять отложенное решение. В любом случае можно констатировать, что новая модель будет более плюралистичной, но при этом не обязательно конфликтной. Медведев всегда был по отношению к Путину «младшим» в рамках четкой иерархической схемы. Скорее всего, такой характер отношений сохранится в обозримом будущем. Но, даже несмотря и на это, Медведев будет ограничен в возможностях принимать собственные решения: на много лет вперед проработан «план Путина», который будут реализовать «путинские люди». Поэтому схема «Путин – премьер» может быть дееспособной в определенный, ограниченный период времени.

Сам факт озвучивания предложения в адрес Путина имеет и свои конъюнктурные цели. Их две. Первая – предвыборная: предложение Медведева означает, что на выборы президента он идет в паре с Путиным, при этом последний окажется как бы его «паровозом». Избирателям предлагается своего рода сделка: голосование за преемника позволит оставить Путина у власти. Вторая – предложение Путину возглавить правительство является четким и однозначным сигналом элитам, что главный арбитр не уходит, а сохранит свое влияние. Это должно ослабить состояние неуверенности в элитах и снизить накал в межэлитных войнах. Учитывая, что обнародование имени преемника ломает прежнюю стратегию борьбы президента с ролью «хромой утки», высокая вероятность его прихода на пост премьера позволяет создать новую «защиту» и оказать дисциплинирующее влияние на игроков.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net