Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.12.2007 | Татьяна Становая
Незыблемость Конституции уйдет вместе с Путиным
Вчера только-только избранный вице-спикер Госдумы и секретарь президиума Генсовета «Единой России» Вячеслав Володин заявил, что в 2008 году возможен пересмотр Конституции. Высказывание прозвучало «между делом», но вызвало большой резонанс. Действительно, тема правки Основного закона именно в следующем году приобретает особую актуальность. Вопрос лишь в том, станет ли она минимальной или даст старт глубокому пересмотру Конституции.
На протяжении 7 лет президент России Владимир Путин последовательно и жестко выступал против правки Конституции РФ, считая, что Основной закон должен оставаться неприкосновенным. Это, по мнению Путина, должно было обеспечить институциональную стабильность политической системы. Позиция президента не была консенсусной. За правку Конституции публично выступали его ближайшие соратники. Наиболее громко звучал голос председателя Совета Федерации Сергея Миронова, который настаивал на продлении срока президентских полномочий, а также на отмене ограничения президентства двумя сроками. Гораздо менее публично за правку Основного закона выступали силовики, которые были заинтересованы в сохранении Путина у власти. Так, в самом начале уходящего года заместитель министра юстиции и правая рука министра юстиции, бывшего генпрокурора Владимира Устинова Владимир Колесников заявил, что нужно принять новую Конституцию. «Конституция переходного периода выполнила свою историческую задачу», - заявил он. По мнению Колесникова, конституционные изменения в первую очередь должны коснуться президентского срока. «Это разве нормально - четыре года для президента такой огромной страны? Это ему времени не хватит, чтобы объехать всю страну», - пояснил свою позицию Колесников.
Напомним, что Колесников считался одним из «ястребов» в российской элите. В свое время он выступал рупором Генеральной прокуратуры, руководство которой было известно близостью к кремлевскому силовику Игорю Сечину. В настоящее время свой бой за «третий срок» силовики очевидно проиграли. Однако разговоры о правке Конституции продолжаются.
Главный толчок к новой дискуссии дал именно российский президент, который в интервью журналистам G8 (в рамках саммита) заявил, что 4 года – мало для одного президентского срока в России. «Мне кажется, что, во всяком случае, для сегодняшней России, пять, шесть или семь лет (как один срок на посту президента) - это вполне приемлемо, но количество сроков все-таки должно быть ограничено», - заявил Путин. «Я думаю, что ограничение по срокам все-таки правильно», - уточнил он. «Четыре года для России, может быть, - калька с американской практики, она не очень была востребована тогда, когда принималась новая Конституция», - отметил президент. «Но четыре года, конечно, достаточно маленький срок», - полагает Путин. В качестве аргумента президент указал на то, что только два года потребуется президенту, чтобы войти в курс общефедеральных и международных проблем. «Я-то ведь был председателем правительства (перед тем, как стать президентом) и уже был в курсе происходящих в стране событий, был вовлечен в принятие решений, а так, если человеку прийти, если предположить, что губернатор какой-то избран, допустим, ему на федеральном уровне года два нужно только входить в курс общефедеральных и международных проблем. И все, уже нужно начинать новую избирательную кампанию», - пояснил он.
Эти слова стали сенсацией. Ведь до них именно позиция Путина была главной преградой перед правкой Основной закона. Озвучив готовность согласиться на внесение поправок, Путин снял с Конституции образ «священной коровы», которую запрещается трогать. Как писали несколько месяцев назад «Аргументы и факты», в Кремле уже принято принципиальное решение о целесообразности создания рабочей группы по внесению изменений в Основной закон. По данным «Эха Москвы», рабочую группу возглавит первый вице-премьер правительства РФ Дмитрий Медведев.
Сегодня дискуссия о том, править Конституцию или нет, потеряла свою актуальность. Обсуждается уже содержание правки. В первую очередь речь идет об увеличении срока президентского правления. Однако проблема состоит не в том, чтобы это сделать. По сути, такие возможности у Путина были и раньше. Проблема в том, чтобы удержаться от искушения поправить не только сроки президентского правления.Путин не пошел на внесение поправок ни в 2007 году, ни ранее по двум причинам. Во-первых, он, судя по всему, искренне считает этот процесс опасным и понимает, что сам факт внесения поправок хотя бы минимально, но обязательно девальвирует Основной закон. Во-вторых, в 2007 году и ранее желание его окружения отменить запрет на пребывание на посту президента более двух сроков подряд было слишком сильно, и могло стать причиной резкого роста напряженности между президентом и окружением. После того как пост президента займет преемник в лице Дмитрия Медведева, правка Основного закона будет более политически безопасна.
Увеличение срока президентского правления – давнее требование едва ли не всей элиты. Тот факт, что поправки будут вноситься уже при Медведеве, частично меняет роли. Путин как консервативный игрок будет выступать за минимальные изменения, тем самым, не отступая от своих прежних позиций. Медведев, который связан обещаниями не менять Конституцию менее жестко, сможет гораздо легче выступать в роли инициатора поправок.
В то же время опасения Путина по поводу девальвации Основного закона вполне обоснованы. С одной стороны, правка до 2008 года давала Путину больше возможностей для контроля процесса изменения Конституции. С другой стороны, после 2007 года Путину будет психологически более комфортно соглашаться на минимальную правку. Более того, сторонники наиболее серьезного изменения Конституции в лице силовиков уже не будут играть прежней роли (равно как и не будут уже столь сильно мотивированы), а значит, их давление будет обессмыслено. Однако это вовсе не означает, что исправление всего одной цифры в Основном законе не будет иметь последствий. В России закон никогда не был священным, а после внесения правок в Конституцию и она перестанет быть таковой.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.