Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
15.01.2008
Партия регионов: угроза раскола?
Избрание Юлии Тимошенко председателем украинского Кабинета министров, наконец, распределило основные роли в украинской элите: Партия регионов, Компартия и Блок Литвина ушли в оппозицию, тогда как власть теперь в руках Блока Юлии Тимошенко и блока «Наша Украина – Народная самооборона». Директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов дал свой прогноз относительно развития отношений между Партией регионов и Блоком Юлии Тимошенко.
– Некоторые оппоненты регионалов в последнее время прогнозируют скорый раскол ПР. Может ли повлиять на ситуацию внутри этой партии продолжительность существования правительства Тимошенко?
– Всё зависит от самой Тимошенко, точнее, от того, насколько умно она будет поступать в отношении «бело-голубых». Если Тимошенко будет вести себя так, как в 2005 г., и так, как начали заявлять её деятели сразу после прихода к власти, то есть подвергать ПР преследованиям и репрессиям, то это будет способствовать сплочению «бело-синих». Если же она будет действовать более хитро и умно, заигрывать с элитой регионалов и Юго-Востока Украины, а не совершать «кавалерийские наскоки» на них (как она привыкла), тем самым, она может попытаться вызвать раскол в Партии регионов. В принципе почва для этого имеется. В партии сейчас очень много безыдейных людей, некоторые даже враждебны идеологии Юго-Востока, например, Тарас Чорновол, Анна Герман. Стоит лишь взглянуть на её интервью газете «2000», где Герман назвала нацистского пособника Романа Шухевича героем гораздо чаще, чем сын самого Шухевича в другом интервью этой же газете!
– Насколько велика возможность того, что Тимошенко осознает, как ей надо действовать, чтобы развалить ПР?
– Если Тимошенко сразу начнёт конфликтовать с Виктором Ющенко (а конфликт между ними неизбежен), то, конечно, она вынуждена будет искать союзников в среде «регионалов». И этот процесс может начаться гораздо быстрее, чем мы думаем, например, в январе-феврале 2008 г. В любом случае, воевать против всех одновременно – для этого надо быть совсем уж бездумным человеком.
– Вы говорили о почве для раскола в ПР. Расскажите подробнее, в чём это выражается?
– Сейчас в партии сложилось два ярко выраженных крыла. Первое – те, кого в СМИ принято называть «политиками». По сути, это чиновничество, которое является, наверное, самой опытной командой из всех, ныне действующих в Верховной Раде. В эту команду входят, например, Виктор Янукович, Николай Азаров, Владимир Рыбак. Второе крыло составляют те, кого положено называть «бизнесменами» - такие, как Ринат Ахметов, Борис Колесников и др. Хотя многие «чиновники» в ПР на самом деле тоже являются представителями крупного бизнеса, а среди «бизнесменов» достаточно людей с чиновничьим опытом работы. Отличие собственно «бизнесменов» от «чиновников» состоит в том, что первые пытаются подходить к построению партии как бизнесовой корпорации, а вторые все-таки стараются выстроить партию хотя бы на формальных идеологических основах.
Конфликтность между этими группами, бесспорно, существует. Мы часто видим разные подходы внутри ПР к решению насущных проблем. Так было и с вопросом о досрочных выборах в Раду 30 сентября 2007 г. На определенном этапе, например, «бизнесмены» неожиданно стали лоббировать их проведение. Однако и внутри самих крыльев также есть немалые противоречия и даже откровенная конкуренция.
– То есть они ещё полностью не оформились?
– Да, разделение на эти крылья на самом деле очень условно. Не будет большим секретом утверждение о том, что значительная часть ПР вообще не исповедует какую-либо идеологию. У них стоит и стояла цель – прийти к власти. И в принципе это нормально для любой партии. Все крупные партии мира формировались именно для этой цели, и очень многие из них изначально не имели какой-либо чёткой идеологической базы. Они брали на себя идеологию значительной части населения своей страны и шли с нею на выборы. Регионалы, в свою очередь, тоже приняли, в общем-то, непонятную для многих из них идеологию тех регионов, в которых проживает значительная часть населения Украины. И произошло это не потому, что «чиновники», которые формировали ПР, и «бизнесмены», которые к ним потом присоединились, были такими уж идеологичными. Большинство из них до сих пор не понимает, что защита прав русскоязычного населения Украины – это на самом деле важное дело не только для этого населения, но и для них самих. Пример: в 2006 г., когда сформировалась антикризисная коалиция, контролировавшая абсолютное большинство парламентских комитетов, регионалы и их союзники, довольно жестко боровшиеся за каждый комитет, с лёгкостью отдали на откуп «оранжевым» комитет Рады по вопросам духовности, культуры и религии. А ведь именно через него можно было решать проблемы русского языка и защиты православия! Когда я им говорил, что это принципиально важно, многие из них даже не понимали этого! Конечно, для них куда важнее комитет по ТЭК или транспорту.
В то же время Партия регионов не исключение из правил. Большинство существующих крупных партий Европы и Америки возникли так же, как и она, то есть исключительно с целью прихода к власти, без какой-либо идеологической начинки. Однако зачастую средство для прихода к власти (то есть идеология населения) становилось и реальной целью деятельности той или иной партии, реальной идеологией самой партии. Таким образом, партии становились «идеологическими». Так развились очень многие партии мира, примерно такие же процессы происходят и в ряде украинских политических сил.
Пример – «Наша Украина». В 2002 г., когда сформировалась фракция НУ, мало кто воспринимал ее руководителей как националистов. Главной их целью был приход Ющенко к власти в 2004 г. и дальнейший бизнес на этом. Пётр Порошенко, Давид Жвания, Николай Мартыненко – все они («отцы-основатели» партии, т. н. группа «Разом») ни в коем случае не были националистами, а хотели лишь обезопасить и развивать свой бизнес. Но для идеологического обеспечения партии туда взяли нескольких убеждённых националистов, таких как Роман Зварыч или Ярослав Кендзьор. В 2002 г. в депутатской фракции НУ максимум человек десять были «идейными нациками». Сейчас НУ – абсолютно националистический проект. Эволюция произошла всего года за три-четыре. Не скрою, я надеялся, что примерно то же рано или поздно произойдёт и с ПР. Там ведь есть идейные люди, а некоторые постепенно становятся таковыми по мере развития политической борьбы. Вадим Колесниченко, например, становится убеждённым защитником прав русскоязычных на Украине. «Луганчане» в ПР не «сдадут» русского языка, в какую бы коалицию не вступила их партия, поскольку для них это уже стало чуть больше, чем просто средство для победы на выборах в своем регионе. И тем не менее, до полной идеологизации регионалов ещё далеко. Как я и мне подобные ни призывали, ни толкали к принципиальности в этом вопросе в 2006 г., то есть уже после прихода к власти, регионалы посчитали себя самодостаточными, а свой электорат на Юго-Востоке – Богом им данным…
Сейчас надежд на увеличение принципиальности ПР в отстаивании собственной идеологии меньше, чем тогда, но это не означает, что их вовсе нет. Бездумные действия «оранжевых» побуждают некоторых регионалов становиться идейными защитниками русского языка. И они уже, наверное, не смогут выбраться из этой идеологической ниши. Соответственно, у ПР есть несколько путей дальнейшей деятельности. Первый: партия становится жёсткой и последовательной сторонницей идеологии Юго-Востока Украины. Это было бы, конечно, идеально. Второй: развал, с вычленением нескольких крыльев, в том числе и, вероятно, одного более идеологичного. Из него в будущем и может быть создана партия, реально защищающая интересы русских и русскоязычных на Украине.
– Оформится ли раскол в ПР официально?
– В конечном итоге, не исключаю. Но этот процесс может быть длительным. Если у партии появится новая цель – выжить, то этого вообще может в ближайшие годы и не произойти. Все украинские политики и бизнесмены в таких ситуациях проявляют чудеса ловкости, ума, красноречия, изворотливости. Даже те, кто раньше тем же красноречием вообще не отличались.
И «бело-синие», и «оранжевые» очень грамотно действовали в оппозиции. Но «оранжевых» с приходом во власть в конце 2004 г. как будто подменили. Они стали пренебрегать даже элементарными законами пиара. То же самое произошло и с ПР после возвращения ее во власть в 2006-м. Посмотрим теперь, что с ними будет. Если Тимошенко не вынесла урок из 2005 г. и будет бездумно «мочить» своих конкурентов, то не исключено, что повторится то же самое. Однако «бело-синие» сейчас и сами могут совершить огромную ошибку – пойти в широкую коалицию с блоком «Наша Украина – Народная самооборона», сдав идеологические принципы Юго-Востока ради эфемерных выгод очередного «хождения во власть». Перед президентскими выборами это может обернуться катастрофой для ПР.
Беседовал Олег Горбунов
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.