Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

08.02.2008 | Татьяна Становая

Медведев либерализовал «план Путина»

Сегодня президент России Владимир Путин выступил с последней речью стратегического масштаба перед российской элитой и российским населением в преддверии своей отставки с поста главы государства. Однако вопреки ожиданиям это трудно назвать «политическим завещанием»: Путин говорил как действующий политик, который собирается и дальше вплотную заниматься государственным управлением на высшем уровне. Возможно, уже вскоре он будет реализовывать свой «курс» в качестве главы российского правительства. Вместе с тем, стали понятны и очертания таинственного «плана Путина»: он оказался гораздо более либеральным, чем политика всех прежних лет.

В первой части своего выступления Путин сосредоточился на подведении итогов. Это наименее интересная часть, потому что многое из сказанного звучало уже не раз, и никаких изменений не обозначено. Главным итогом своего восьмилетнего правления Путин назвал «стабильность», которая наступила после преодоления трудностей 90-х годов – чеченского сепаратизма, рисков развала страны и слабости федерального центра. Не обошел Путин и тему «олигархата», от которого зависела государственная власть, зависимости от внешних заимствований, социально-экономической уязвимости страны. Путин напомнил, что треть населения имели доходы ниже прожиточного минимума. За 8 лет, по словам президента, удалось реализовать план восстановления России: повышена дееспособность институтов власти, преодолен сепаратизм, сформирована единая правовая база, децентрализованы полномочия. Путин особо отметил, что власть стала более свободной от давления олигархического лобби. «С политическим бесправием покончено», - констатировал Путин. Во внешней политике, по словам действующего президента, Россия вернулась на мировую арену. Путин заявил, что Россия стала привлекательной для инвестиций, фондовый рынок растет рекордными темпами, реальной является и задача удвоения ВВП – по его прогнозам, это может состояться уже к концу 2009 года. Путин привел данные международных экспертов, в соответствии с которыми «Россия вошла в мировую семерку лидеров по размеру ВВП по паритету покупательной способности, опередив такие страны, как Италия и Франция». Важнейшим достижением названа финансовая стабильность и самостоятельность страны: госдолг снижен до 3% ВВП, обеспечены ресурсы для макроэкономической стабильности. Он отметил, что значительно выросла рождаемость, особенно позитивным в этом отношении стал 2007 год.

Во второй части выступления Путин сосредоточился на стратегии будущего развития страны, во главе угла которой поставил «стратегию инновационного развития». Главная задача – повышение производительности труда, повышение эффективности экономики, создание конкурентной среды и повсеместная модернизация производства. Одновременно инновационное развитие должно сопровождаться и значительным улучшением качества жизни российского населения через программы развития образования, здравоохранения, решения жилищных проблем. Набор социально-экономических приоритетов в выступлении Путина был впечатляющим. Озвученные задачи едва ли не самые амбициозные за последние десятилетия – расширение среднего класса до 60-70%, повышение средней продолжительности жизни до 75 лет, искоренение бедности и т.д.

Амбициозность задач и их актуальность для всего российского населения, безусловно, имеют и политическое значение. Содержательное наполнение «завещания» ориентировано на самые широкие слои населения и затрагивает едва ли не каждого. Ни одна политическая партия не может составить конкуренцию этим планам, ведь речь идет об общезначимых ценностях и приоритетах. Отсюда и предвыборное значение «завещания»: очень амбициозные цели тесно привязаны к сохранению преемственности политической власти, а значит, к избранию Дмитрия Медведева следующим президентом.

В то же время Путин ни разу не упомянул Медведева. Выступление подчеркнуто не носило предвыборный характер, а значит, в не меньшей степени адресовалось и элитам. Для них Путину было важно показать, что сохраняется не только преемственность курса, но и опора на самую широкую социальную поддержку. Политическая власть после выборов будет и дальше опираться на социальный контракт, который позволит и дальше жестко выстраивать отношения с истеблишментом – политической плюрализации не будет. Косвенно это подтвердила политическая часть выступления Путина – здесь не было замечено никаких изменений.

Зато в экономической сфере, напротив, можно было заметить некие симптомы либерализации курса. В этой связи «план Путина» заметно отличается от «путинской политики», проводимой последние годы. Президент обещал проведение либеральных реформ, которые за последние годы, напротив, сворачивались. Он призвал значительно снижать налоговое бремя, в частности, унифицировать и понизить НДС – одна из самых дискуссионных позиций внутри правящей элиты. Путин заявил о необходимости снижать административное давление на бизнес, создать условия для развития малого бизнеса (существующую ситуацию он назвал «позором»), кардинально реформировать государственное управление, которое должно ориентироваться на результат. Он призвал к сокращению госсектора в экономике, так как именно частный бизнес способен более эффективно управлять активами. Подобные акценты очень давно не звучали из его уст, а тенденция последних лет была обратной: госсектор не только разрастался, но и затрагивал конкурентоспособные отрасли экономики. Возможно, что фиксируется окончание цикла передела собственности, за которым могут последовать новые тенденции, связанные с переходом госактивов в частные руки. Путин раскритиковал исполнительную власть за чрезмерную централизацию и бюрократизацию. «Решения [правительством] принимаются месяцами и годами. Порядок превращается в абсурд», - заявил президент и призвал в будущем исполнительную власть концентрироваться лишь на общих стратегических программах и «не тонуть в деталях». Он также заявил, что существующая государственная система управления и комплекс всех активов просто «не под силу государству».

Выступление Путина было необычно либеральным и крайне амбициозным. Фактически можно говорить о «новом курсе Путина»: построении демократического государства с сильной рыночной экономикой, развитым малым бизнесом и широким средним классом, а также зрелой социальной системой, в которой человек рассчитывает не на помощь от государства, а на результаты собственного труда и собственные возможности. Подобный либерально-рыночный акцент так сильно не звучал в путинских речах очень давно. Это свидетельствует о том, что государство в будущем готовится в непростым социальным реформам, умеренным социальным расходам, которые последние годы «зашкаливают», а также прекращению экспансии в экономику. Однако пока все эти тезисы кажутся чрезмерно оторванными от реальности: население не готово выживать в условиях рыночной экономики, да и сама экономика пока отличается высокой степенью монополизма и вмешательством государства. Неясно, в какой мере можно сделать экономику более конкурентной, ведь для этого потребует глубокая реформа всего госаппарата вместе с резким усилением независимого контроля над ним со стороны общественности и СМИ (конечно, тоже независимых). Без этого реализовать все эти планы будет невозможно.

В то же время сам «поворот» в либерально-консервативную политику, очевидно, обязан готовящемуся приходу на пост президента Дмитрия Медведева. Как политик, имеющий более либеральный образ, противоречащий прежней «путинской политике», теперь он гораздо больше гармонирует с новым «планом Путина». Таким образом, Путин начал осторожную, мягкую адаптацию государственной политики под нового президента, что, возможно, свидетельствует о гораздо большей готовности нынешнего президента делегировать власть будущему президенту.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net