Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.02.2008 | Татьяна Становая
Россия меняет отношение к проблемным странам
21 февраля в Москве прошли переговоры между президентом России Владимиром Путиным и президентом Грузии Михаилом Саакашвили, по итогам которых было принято решение возобновить авиасообщение между двумя странами. Последнее время появились свидетельства смягчения российской внешней политики в отношении наиболее «проблемных стран»: Польши, Украины и Грузии. Во-первых, произошли качественные изменения в отношениях с Польшей. Восстановлен диалог, отменено эмбарго на поставку мяса. Заметно смягчена риторика. Недавно в Россию с официальным визитом приезжал новый премьер-министр Польши Дональд Туск. Несмотря на отсутствие ощутимых результатов (вето на переговоры России и ЕС о новом соглашении так и не отменено, сохранение жесткой позиции Польши по Nord Stream), Россия значительно изменила стилистику и тональность своей позиции.
Считается, что главной причиной перемены является смена правительства в Польше: Дональд Туск изначально шел к власти с лозунгом нормализации отношений с Россией и действительно, став премьер-министром он последовательно выстраивал новый диалог с Москвой.
Однако можно предположить, что нормализация диалога не связана с коррекцией позиции России. По сути, она остается неизменной и по ПРО, по другим ключевым вопросам. Это было четко видно на традиционной пресс-конференции Владимира Путина, где он очень жестко обозначил озабоченность России проблемой появления нового позиционного района ПРО в Восточной Европе.
Во-вторых, происходят изменения в отношениях с Украиной. Несмотря на жесткие действия и намерения нового премьера Юлии Тимошенко в отношении схем поставок газа в Украину, никакой газовой войны не последовало, а риторика была подчеркнуто осторожная. Более того, на первых же переговорах президентов России и Украины было принято решение о ликвидации посредника RUE, сильно раздражающего украинскую сторону, о сохранении низких цен на газ. Переговоры Ющенко и Путина состоялись и были весьма продуктивными и теплыми впервые после «оранжевой революции». Также как и в ситуации с Польшей, в данном случае речь идет о возобновлении диалога, причем не только по инициативе другой стороны, но и с доброго согласия самой России.
В данном случае также речь не идет об изменении позиции России в отношении Украины: коррекция схемы была связана, возможно, с конфликтом «Газпрома» и других акционеров RUE, а отношение к возможности вступления Украины в НАТО осталась неизменной. Вопрос политической игры Кремля на противоречиях между Ющенко и Тимошенко имеет место, но в данном случае ощущается и готовность России не идти на обострение.
Наконец, самый яркий пример изменения политики России в отношении «проблемных стран» - это переговоры Путина и президента Грузии Михаила Саакашвили в Москве.
Отношения России и Грузии после «революции роз» находятся в состоянии постоянного, время от времени обостряющегося кризиса. В 2006 году кризис достиг своего пика. Тогда, в сентябре, грузинские власти арестовали российских военных, подозревая их в шпионаже и организации терактов. В ответ Россия предприняла целый набор очень жестких мер: отозвала посла, ввела запрет на выдачу виз гражданам Грузии, прервала все авиа и ж/д сообщение, а внутри России была развернута мощная антигрузинская кампания, которая обернулась, в том числе и борьбой с игорным бизнесом. С тех пор Россия понемногу, не очень заметно отменяла свои наиболее жесткие решения, однако выстроить диалог пока не удавалось. На протяжении всего 2007 года Саакашвили пытался найти возможность встретиться с Путиным, используя для этого саммиты СНГ. Ему это удалось лишь на питерском экономическом форуме, но встреча не носила характера официальной. В августе 2007 года много говорилось о запланированном визите грузинского лидера в Россию. Но и он был сорван на фоне нового скандала вокруг якобы сброшенных на территорию Грузии ракет.
Нынешняя встреча сама по себе уже является прорывом. По сути, это не только возобновление диалога, что само по себе крайне важно, а изменение и риторики, атмосферы. Владимир Путин отметил, что видит тенденцию к улучшению в двусторонних отношениях с Грузией. Главной же сенсацией переговоров стала договоренность о возобновлении авиасообщения между двумя странами. Ранее Саакашвили заявил, что Россия согласилась допустить грузинских чиновников на контрольно-пропускные пункты на границе с самопровозглашенными республиками. В обмен Грузия снимает претензии на вступление России в ВТО.
Такая «уступчивость» Москвы не имеет видимых оснований и в отношении Грузии. Так, грузинское руководство, как и прежде, намерено вступать в НАТО, что является главным препятствием нормализации отношений. Более того, Кремль готовит меры по более открытой и интенсивной поддержке непризнанных республик – Южной Осетии и Абхазии. А это лишь дополнительный повод для обострения, который в этот раз не был использован ни Россией, ни Грузией.
Потепление в отношениях с Грузией, также как и в отношениях с Польшей и Украиной выглядит неким поворотным моментом в общем отношении России к «проблемным странам»: Москва идет на шаги, которые ранее лишь «продавались» в условиях жесточайшего торга. И, судя по всему, причинами этого, являются не только внутриполитические изменения в этих странах – рост конкуренции в Украине, переизбрание Саакашвили и смягчение его риторики, новое правительство в Польше. Также нет и четких оснований для продвижения по наиболее острым проблемам. Возможно, речь идет о некой коррекции в самой России, связанной не с задачами долгосрочной нормализации отношений с проблемными странами, а с более ситуативными целями. Владимир Путин уходит с поста президента, а на его место приходит имеющий более либеральный имидж Дмитрий Медведев. Нельзя исключать, что именно в связи с этим происходит попытка снять излишнее напряжение в отношениях с проблемными странами, сохранив при этом неизменность общей позиции.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.