Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.03.2008
Что будет дальше с «русской Украиной»?
20 февраля в Москве открылся Всемирный русский народный собор, на который приехали представители русского движения из многих стран. О борьбе православных верующих Украины за свои права, противодействии насильственной политике деруссификации, о планах создания русской православно-патриотической партии Украины - Валерий Кауров, сопредседатель Союза православных граждан Украины.
- Валерий Владимирович, хотелось бы начать нашу беседу с самых основ деятельности вашей организации. Каковы ее цели?
- СПГУ был создан 10 сентября 2006 г. на Учредительном съезде в Киеве. На тот момент главной задачей Союза было участие в борьбе православных верующих Украины за свои права, которые попираются со стороны властей в самых разных направлениях. Например, государство лоббирует создание т. н. «единой поместной Церкви». Насколько нам известно, большая часть православных верующих Украины против этого. Православные также против того, чтобы Украина вошла в НАТО, в то же время они выступают за единство восточнославянской цивилизации, сохранение ее духовно-нравственных ценностей. Они хотели бы, чтобы в школах начали преподавать предмет «Основы православной культуры» как залог сохранения духовного наследия нашего народа, и за то, чтобы между Россией, Украиной и Белоруссией установились дружеские отношения. Многие верующие люди, безусловно, считают, что на Украине русский язык должен быть вторым государственным. Эти задачи и поставил перед собой СПГУ, когда был создан.
Устав также предусматривает и другие виды деятельности: миссионерскую, благотворительную и информационную. Однако, когда мы начали свою работу, мы не смогли этим заниматься, потому что к нам сразу начало обращаться огромное количество людей, пострадавших от раскольников-«филаретовцев». Нужно было защитить от них храмы. Этим Союз занимался во многих областях Украины: и в Остроге, городе в Ровенской епархии, где пытались захватить Свято-Воскресенский собор, и в Чернигове, где мы защищали Свято-Екатерининский собор, который «оранжевая» власть совершенно незаконно, с использованием админресурса, пыталась передать в руки «филаретовцев», и в Донецкой области, в Святогорской Успенской лавре, где депутат Виктор Зубов путем манипуляций приобрел часть строений святой обители и пытался там устроить «музей религий Юго-Востока Украины». Мы считаем, что это вылилось бы в проповедь протестантизма, так как никаких иных религиозных конфессий там кроме православия не было. Нам пришлось побороться и в Одессе. Мы неоднократно вставали на защиту наших храмов, в частности, очень долго наши оппоненты не хотели отдавать семинарский Свято-Андреевский храм, хотя уже было соответствующие решение суда. СПГУ пришлось применить определенные меры воздействия для возвращения храма епархии.
- Какие «определенные» меры?
- Достаточно жесткие. Мы привели группу верующих, которые вошли в здание университета, зашли в библиотеку и сказали, что не выйдут оттуда, пока не будут вынесены из библиотеки книги согласно решению суда, который признал, что это помещение принадлежит Одесской митрополии. Там до революции был Свято-Андреевский храм. Однако хозяева здания – руководство аграрного Университета – игнорировали более полутора лет решение суда. В конце концов, наше терпение лопнуло. К нам обратился ректор Одесской духовной семинарии, и мы помогли нашей Церкви.
- Вы взаимодействуете с украинскими политическими партиями?
- На данном этапе - нет, так как опыт взаимодействия у нас - отрицательный. С какой бы партией мы не работали, она обязательно, попользовавшись нашими возможностями, людской поддержкой, затем забывала о своих обещаниях и даже пыталась не замечать нас, а порой и вредить нам. Так было и с Прогрессивной социалистической партией Натальи Витренко, и с Компартией Украины, которой мы оказали поддержку, включив в Антинатовский комитет самообороны Одессы летом прошлого года. Мы тогда возглавили массовые акции протеста против совместных учений Украина-НАТО «Сибриз-2007». Кстати, тогда я возглавлял этот Комитет. На последнем подготовительном этапе деятельности комитета мы и включили в него коммунистов. Ни благодарности, ни поддержки мы после этого не увидели...
Начиная с 2004 г. мы неоднократно поддерживали Партию регионов. Тогда украинцам был искусственно навязан «третий тур» выборов президента. Наш боевой отряд - организация «Единое Отечество», из которой потом и возник СПГУ, в те дни открыла на Куликовом поле палаточный городок. Именно православные патриоты возглавили эту антиоранжевую борьбу, и городок простоял полгода! В дальнейшем же, когда Партия регионов взяла реванш на выборах в Верховную Раду в 2006 г. и сформировала в парламенте правящую коалицию, ни по одному из пунктов, по которым мы их поддерживали - защита церковного единства, невступление Украины в НАТО (хотя бы неучастие в совместных с натовцами учениях) - со стороны Партии регионов отдачи не получили. Ни одного не было принято закона, который, так или иначе приостановил бы сокращение русскоязычных школ и насильственную украинизацию. Они даже начали заигрывать с политической организацией крымских татар - Меджлисом. Поэтому нас постигло разочарование в «регионалах».
- В будущем вы не возобновите сотрудничество с этими партиями?
- Наше будущее мы видим в создании новой политической силы - русской православно-патриотической партии. Возможно, она будет образована на основе не только СПГУ, но и других патриотических организаций. Мы сейчас работаем над этим проектом. Съезд нашего Союза 8 декабря 2007 г. в Киеве принял решение о том, что нам нужно выступить инициаторами создания такой новой политсилы, которая могла бы в себя включить все конструктивные общественные силы, работающие на этом электоральном поле. Потом, уже имея собственную политическую партию, мы сможем наравне вести переговоры с другими партиями и блоками.
- Будете ли вы к процессу создания новой партии подключать Всеукраинский совет российских соотечественников?
- Мы уже сегодня вместе с некоторыми членами ВСРС работаем над этим проектом, но не с организацией в целом. Дело в том, что сопредседатель СПГУ Виталий Валерьевич Чернов является одним из секретарей президиума ВСРС. Сейчас, насколько я понимаю, основная задача этого Совета - организация гуманитарного съезда депутатов всех уровней в Северодонецке, который перенесен на 1 марта.
- И когда же можно будет узнать о результатах работы над партийным проектом?
- Я думаю, что весной этого года будет проведен Учредительный съезд партии, сразу после того как мы соберем нужное количество подписей и сдадим их в Минюст. Над этим проектом отдельно работает и Виталий Чернов. То есть сейчас мы пытаемся подключить разных людей, политические и общественные организации к созданию партии и заинтересовать их в том, чтобы эта работа не провалилась как ранее многие подобные проекты.
- В последнее время увеличилось давление властей на русский язык на Украине. Достаточно вспомнить решение Конституционного Суда об обязательном дублировании или субтитрировании всех иностранных для Украины фильмов, в том числе и на русском языке. Возможно, у вас есть какой-то отдельный проект по защите русского языка?
- В прошлом году мы проводили массовую акцию, точнее марафон, который имел огромный резонанс и назывался «Я говорю по-русски». Изначально он проводился в Одессе. Но эта акция была уникальна и потому она вышла за пределы города. Было собрано около 218 тысяч подписей в защиту русского языка, которые люди ставили под обращением к депутатам Одесского городского совета. Документ обязывал их обратиться в Верховную Раду с предложением разработать пакет законов, которые бы, наконец, позволили реализовать на практике положения Европейской хартии региональных языков. Эта хартия была ратифицирована Радой еще в 2003 г., но документ до сих пор находится «под сукном»!Что касается решения КС об обязательном дублировании фильмов на украинский язык, как на телевидении, так и в кинотеатрах, - то оно просто позорно! Ведь дублирование касается и фильмов на русском языке. А он для нас родной. Это язык наших предков. В Одессе, например, почти 100% населения говорит по-русски. А сейчас мы и наши дети вынуждены ходить в кинотеатры и смотреть фильмы с украинским переводом. У этого решения КС есть два последствия. Во-первых, молодежь уходит из кинотеатров, где она могла культурно проводить свой досуг. Теперь, когда они не хотят смотреть фильмы с украинским переводом, они покупают пиратские копии тех же фильмов. Во-вторых, полное разорение кинотеатров. Они терпят огромные убытки уже сейчас.
Таким образом, государство попирает Европейскую хартию и препятствует развитию бизнеса кинопроката. Сегодня у нас, к сожалению, нет законодательных актов, противодействующих этому. И «антикризисная коалиция» в Раде во главе с Партией регионов ситуацию с защитой русского языка в 2007 г. не улучшила. Хотя у них были возможности для этого. Мы понимали, что они не имели 300 голосов для того, чтобы сделать русский язык вторым государственным. Но ведь можно было принять тем количеством депутатов, которое имелось у коалиции, определенные законы, защищающие наш родной язык. Президент, разумеется, свою подпись под такими законами не поставил бы, и его вето коалиция не смогла бы преодолеть, но у нас хотя бы не было претензий к «регионалам». В таком случае они могли выполнить свои обязательства, а мы - увидеть их действия. Главным препятствием для полной реализации этих обязательств был бы президент. Тогда мы могли обратиться к европейским инстанциям. Однако всего этого не произошло!
А «оранжевые» при этом наглеют. Решение КС - явная «заказуха». Это способствует подавлению русских на Украине. Суды здесь выступают в качестве своеобразной «дубинки».
- Вы планируете вскоре какую-либо всеукраинскую акцию по защите русского языка?
- Такой вопрос обсуждался в рамках ВСРС, точнее обсуждались планы проведения акции «Я говорю по-русски» по всей Украине как подготовки к Международному фестивалю «Великое русское слово». Он должен пройти в Ялте в июне этого года. Однако пока ведутся только переговоры. Эта акция требует больших вложений. Скорее всего, получится так, что каждый член ВСРС будет обязан проводить ее в том регионе, который он представляет: харьковчане - в Харькове, днепропетровцы - в Днепропетровске и т.д. Мы же будем работать в Одессе. Если наши общие планы не осуществятся, то в Одессе, скорее всего, будут организованы другие мероприятия.
Здесь много неопределенности. Дело в том, что СПГУ после решения Архиерейского собора Украинской Православной Церкви 21 декабря 2007 г. несколько ограничен в политических действиях. Ведь Собор осудил нашу политическую деятельность. Мы направили в Церковный суд письмо-апелляцию на имя председателя суда митрополита Онуфрия, копию отправили предстоятелю нашей Церкви Блаженнейшему митрополиту Владимиру, а другую копию - правящему архиерею Одесской митрополии Владыке Агафангелу. Мы это сделали 30 января, так что надеемся, что вскоре получим ответ с разъяснениями, как нам правильно понимать это решение Собора. Но до получения ответа мы приостановили свою политическую деятельность. Этим и объясняется наше отсутствие на различных Крестных ходах и других акциях, потому что мы - послушные чада Церкви и уважаем резолюцию Собора, хоть и считаем ее необоснованной.Теперь мы перевели свою работу на два направления. Первое - информационное. Мы выпускаем большим тиражом нашу газету «Православный телеграфъ», улучшили работу нашего Интернет-портала «Единое Отечество» - официального органа СПГУ. По телевидению еженедельно в Новороссии выходит наша программа «Единое Отечество», которую в записях наши соратники показывают и в других областях Украины. Вторым направлением занимается Виталий Чернов, сопредседатель СПГУ. Это благотворительная и миссионерская деятельность. У него есть ряд программ в этой области. Об этом он говорил в своих интервью.
Так мы и разделили свою деятельность. Это произошло после того, как Виталий Чернов стал сопредседателем СПГУ 24 декабря 2007 г. Но мы, безусловно, координируем свои усилия.
- Валерий Владимирович, хотелось бы вернуться к собственно политической тематике. Если бы вскоре произошли досрочные президентские выборы, и партия на основе СПГУ еще не была бы образована, то кого из возможных кандидатов вы поддержали бы?
- Этого я сказать не могу, так как мы не знаем, какие будут в этом случае кандидаты. Но из тех, кто уже был, мы бы не хотели никого поддерживать. Вообще хочется увидеть какие-то новые лица, потому что досрочные выборы в Раду 30 сентября 2007 г. показали всю бесперспективность и ненужность этих выборов. Политическую элиту менять никто не хочет. Приходят во власть одни и те же люди, расклад сил практически не меняется. Поэтому сегодня Украина находится в глубоком политическом кризисе, который с каждым днем углубляется. К примеру, на днях пять депутатов из пропрезидентского блока «Наша Украина - Народная самооборона» вышли из него и, таким образом, «подвесили» всю коалицию. Ее судьба теперь зависит от воли этих пяти человек, потому что они могут не голосовать так, как требует коалиционное соглашение. Получается, что у «оранжевой бильшости» не будет нужного количества голосов. Кому была нужна эта нестабильность?
Мы были не согласны с некоторыми действиями прошлой правящей коалиции - бело-синей. Например, в том, что она допустила натовские войска на территорию Украины, финансирование и пропаганду натовских программ, которые одобряло правительство Януковича. Около 30 млн. гривен было выделено для них. Тогда же проходила и деруссификация школ. Но в стране хотя бы была какая-то стабильность, можно было что-то прогнозировать. Сегодня никто не знает, что будет дальше с Украиной. Какие будут досрочные выборы: президента, местных Советов, парламента? Никто не знает! Потому что каждый день ситуация меняется. Один представитель власти говорит одно, а другой представитель этой же власти - другое. Они уже ругаются между собой, обзывают друг друга саботажниками, дерутся как пауки в банке. Если эти же люди снова выставят свои кандидатуры на выборах, то это будет просто цирк! Мы же будем принимать решение по обстоятельствам, участвовать ли в каких-либо досрочных выборах или нет.
Беседовал Олег Горбунов
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.