Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.03.2008 | Татьяна Становая
Конец «большого торга»?
В Москве завершились консультации между Россией и США в формате «2 на 2» с участием глав оборонных и внешнеполитических ведомств. Важнейшим итогом таких переговоров стала информация о подготовке нового стратегического документа, в котором будет оформлен компромисс по проблеме ПРО. Это означает, что Россия вынуждена смириться с формированием третьего позиционного района ПРО США в Восточной Европе, и основной торг идет вокруг условий реализации американских планов.
Напомним, что в отличие от предыдущего, октябрьского раунда переговоров, в этот раз консультации прошли в весьма оптимистическом ключе. Это связано не столько с изменением позиций двух стран, сколько с внутриполитическими событиями в самой России: Кремль сейчас не заинтересован в росте конфронтации с Западом, в том числе и с США. Напротив, сейчас формируются условия, когда обе стороны действительно способны на исторические решения: с поста президентов уходят Владимир Путин и Джордж Буш, и достижение компромисса по ПРО было бы для обоих прекрасным завершением президентства.
До сих пор такой компромисс казался невозможным: Россия категорически возражала против планов США по размещению элементов ПРО в Чехии и Польше. США, в свою очередь, давали понять, что третий позиционный район не направлен против России. Иными словами, озабоченность России де-факто игнорировалась, а процесс достижения договоренностей с Европой шел полным ходом вопреки протестам Москвы. Это означало, что у России не так много вариантов действий. Первый – это переход к реальной конфронтации. Речь идет вовсе не о «бряцанье» оружием, чем Россия последовательно занималась последнее время (мораторий на ДОВСЕ, угрозы «перенацелить ракеты», выйти из договора о ракетах малой и средней дальности и т.п.), а о реальном противостоянии со всеми вытекающими отсюда последствиями и фактической изоляцией России. Нынешняя правящая элита не способна пойти на это. А значит, есть второй вариант – это жесткий торг. Именно по нему и пошла Россия. Торг означал фактически признание того факта, что воспрепятствовать размещению элементов ПРО в Европе Кремль не может, а можно попытаться выиграть максимально возможные уступки со стороны США.
До сих пор на неофициальном уровне и анонимно Россия отвергала все возможные компромиссы, подразумевающие размещение ПРО в Чехии и Польше. В частности, Вашингтон в своих предыдущих предложениях говорил о формах создания единой системы защиты от ракетных угроз для США, России и стран НАТО. Для этого предлагалось интегрировать объекты национальной ПРО США в Чехии и Польше, разрабатываемую НАТО противоракетную оборону театра военных действий (ее контуры станут известны в апреле 2008 года на саммите альянса в Бухаресте) и российские РЛС - в азербайджанской Габале и строящуюся под Армавиром. Кроме того, США готовы отсрочить ввод в строй объектов ПРО в Восточной Европе (прежде всего, речь идет о базе для десяти ракет-перехватчиков в Польше) до появления четких и однозначных доказательств наличия ракетной угрозы со стороны Ирана. Наконец, США были готовы допустить на объекты ПРО российских специалистов для проведения мониторинга, грубо говоря, наблюдения, но не контроля. Совместный контроль категорически отвергался, что вело к полному неприятию предложений со стороны Москвы.
Отношение к нынешним предложениям в Москве оказалось более спокойным, хотя, по сути, они мало в чем изменились, зато изменилось к ним отношение Москвы. Как заявил по итогам переговоров министр иностранных дел России Сергей Лавров, США признали озабоченность России и сделали несколько предложений, направленных на то, чтобы эту озабоченность облегчить и снять». Напомним, что ранее Россия не допускала даже мысли о том, что озабоченность элементами ПРО гипотетически можно снять. «Документ очень серьезный и основательный», - заявил Лавров.
Как заявил «Интерфаксу» источник, близкий к переговорам, на встрече шло «согласование формулировок документа, прокладывающих основу для новых стратегических рамок отношений». Впрочем, тот же источник заявил, что до полного консенсуса далеко: «Проблема остается и заключается в том, что американцы не отказываются от планов развертывания третьего позиционного района в Восточной Европе». Кондолиза Райс также говорила, что Россия и США создадут совместный документ с юридической рамочной системой, который будет вмещать все элементы сотрудничества и всю ширину двусторонних отношений.
Предметом компромисса может быть продление в том или ином виде режима ограничений стратегических наступательных вооружений после истечения действия Договора СНВ-1. США готовы продлить действие отдельных пунктов договора. Также стороны могут договориться о механизмах учета интересов сторон по проблеме ПРО. Россия будет вынуждена принять намерения США довести свои планы до конца.
Косвенно это подтвердил Сергей Лавров, который заявил, что «хотя США и намерены завершить работу по третьему позиционному району, нам были представлены достаточно важные, полезные предложения, которые мы рассмотрим и которые американская сторона вносит исходя из своего стремления снять наши озабоченности». Принимая и положительно оценивая эти попытки США «снять озабоченность», Россия косвенно признает хотя бы гипотетическую возможность согласиться с этими предложениями. Более того, Лавров уточнил, что США предлагают предоставить России возможность следить за работой РЛС и состоянием базы ракет-перехватчиков. «Американская сторона готова предложить нам целую серию мер укрепления доверия с тем, чтобы мы могли убеждаться: эта система не работает против нас», - сказал Лавров. Россия будет иметь возможность следить за тем, что делает радар и в каком состоянии реально находится база перехватчиков – «как с помощью человеческого фактора, так и техническими средствами».
Таким образом, можно констатировать, что Россия, с уходом Владимира Путина с поста президента и риском ухудшения отношений с США после прихода нового президента, намерена завершить «большой торг» по ПРО, зафиксировав все те уступки, на которые обеим сторонам удается выйти.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.