Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.03.2008 | Сергей Расов
Восток, дело тонкое…
Как уже неоднократно сообщали российские и казахстанские СМИ, скорее всего, свой первый официальный визит в должности президента России, Дмитрий Медведев совершит в Казахстан. И дело не только в том, что такое предложение поступило от президента РК Нурсултана Назарбаева, премьер-министра Карима Масимова и парламента республики сразу после триумфальной победы Медведева на выборах. Но и потому, что Казахстан, пожалуй, единственное государство на территории СНГ, с которым Россию связывают по-прежнему теплые отношения, не обремененные политическими или экономическими проблемами. Не будем забывать и то, что энергоресурсы стран прикаспийского региона, в первую очередь, Азербайджана и Казахстана, весомая причина в евразийской игре.
Путь в Европу
Как ни крути, а Россия обречена на данном этапе, соперничать с Китаем и Соединенными Штатами Америки за лакомый евразийский «кусок пирога» на постсоветском пространстве. Речь, прежде всего, идет об энергетических и минеральных ресурсах и дальнейшем экспорте нефти и газа через территорию Российской Федерации. Учитывая, что Китай тоже не дремлет, свое влияние россияне вряд ли намерены отдавать «азиатскому дракону». Немаловажен и тот факт, что Казахстан далек от локальных конфликтов на Кавказе, а к 2015 году республика намерена ежедневно экспортировать около трех миллионов баррелей нефти. К тому же, Казахстан обладает крупнейшими запасами урана и является крупным экспортером зерна.
В свою очередь, американские компании с 90-х годов разрабатывают гигантские нефтяные месторождения Тенгиз и Кашаган, в которых крупными акционерами являются, соответственно, Chevron и Exxon и не намерены уходить с казахстанского рынка.
Как известно, ЕС и США приветствовали запуск в Казахстане программы «Путь в Европу» (любопытно, что в нем нет ни слова о России), и внимательно отслеживают все внешнеполитические и экономические инициативы и решения Нурсултана Назарбаева. Особенно как намерен президент решить главную задачу - добиться вхождения Казахстана в число 50 самых конкурентоспособных государств в мире.
Смею предположить, что даже слабо тлеющий «Казахгейт», не повлияет на сотрудничество со Штатами. Оно будет неуклонно укрепляться, вне зависимости от пожеланий северного соседа, то есть России. Например, ректор Центрально-Азиатского университета Макаш Татимов, считает, что «американцы - это удивительно динамичная нация, несущая в себе огромный пассионарный заряд. Оказавшись в сфере этого влияния, Казахстан должен вобрать в себя все самое прогрессивное», а вот «Россия - не менее великая держава, однако в нынешних ее территориальных границах - это обреченное государство».
Надо отдать должное Нурсултану Назарбаеву. В отличие от Владимира Путина, который умудрился «накалить» отношения, как с ближними (Прибалтика, Грузия, Украина, Азербайджан, Польша), так и дальними соседями (США, Великобритания, страны Евросоюза), казахстанский патриарх сумел сохранить добрые взаимоотношения со всеми.
Что же касается России, то здесь положение двойственное. С одной стороны, Казахстан и Россию связывают самая большая протяженность границ, активная торговля (только за прошлый год общий товарооборот достиг рекордной цифры – 16 млрд. долл., что в полтора раза больше чем товарооборот с Китаем), общая история, военно-политическое сотрудничество. Не будем забывать, что около 80% нефтепродуктов и весь газ перегоняются через российские трубопроводы. В тоже время чрезмерное сближение с Россией может вызвать очевидное неудовольствие, как у США, так и у Евросоюза, что также идет в разрез объявленной внешней политике Казахстана. Оказаться в зоне дискриминации и полагаться только на Россию, Казахстан явно не намерен, слишком уж показателен пример Сербии превращающейся в страну-изгоя.
Например, казахстанский политолог Азимбай Гали, считает «что в современных складывающихся политических и экономических реалиях для нас становится актуальным поиск альтернативных путей транспортировки казахстанской нефти и газа на Запад исходя из собственных экономических и политических интересов. Может быть, даже и в ущерб отношениям с северным соседом». Такую точку зрения в Казахстане разделяют далеко не все. Академик Сакен Узбекулы, напротив, полагает, что «в одиночку выжить нам не удастся. Возьмем, к примеру, ту же Прибалтику. Порвав все отношения с Россией, я бы не сказал, что они стали духовно богаче».
Среди политэлиты и экспертного сообщества Казахстана немало и тех, кто считает, что республика поторопилась с отказом от ядерного оружия и теперь свою слабость вынуждена маскировать «многовекторностью внешней политики». Порою в ущерб собственным интересам. Так, большие дискуссии и споры продолжаются вокруг казахстанского информационного пространства и «бедственном положении» казахского языка. Мол, в республике, реально действуют некие агенты влияния, проталкивающие российскую или американскую идеологию, что является подлинной угрозой для казахских духовных и национальных интересов. Поэтому нужна активизация и консолидация казахского народа во имя сохранения целостности государства и, прежде всего его менталитета.
Исламский фактор
При налаживании отношений с Казахстаном Дмитрию Медведеву придется столкнуться и с усилением исламского фактора в Казахстане. Напомню, что долгое время, официальная доктрина республика ориентировалась на достижения азиатских «тигров». В частности, образцом для подражания были выбраны Сингапур и Малайзия: страны, сумевшие добиться многократного увеличения жизненного уровня населения за неполных 20 лет. По аналогии с «тиграми» даже появился казахстанский «барс». Однако со временем интерес к «тиграм» заметно пошел на убыль. Зато, напротив, резко возросло сотрудничество с арабскими странами. Так, в марте, президент Нурсултан Назарбаев побывал на аравийском полуострове, где посетил государство Оман. На прошлой неделе из столицы Объединенных Арабских Эмиратов вернулась официальная делегация крупнейшего индустриального региона Казахстана Карагандинской области. Подписаны соглашения об участии ОАЭ в совместном строительстве нефтехимического комплекса в Западном Казахстане, алюминиевого завода в Костанайской области, многопрофильного комплекса «Абу Даби Плаза» в Астане, около 40 млрд. долл. арабы готовы вложить в возведение «Актау Сити» на Каспийском море и т.д.
Можно, констатировать, что укрепление экономических и политических связей со странами Персидского залива становится в последние годы доминирующим фактором во внешней политике Казахстана. Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, - вот неполный перечень стран, куда устремлен взгляд казахстанского истеблишмента. Например, на минувшей неделе, в Астане побывал принц Саудовской Аравии Аль-Уалид бен Талал Аль Сауд, который заявил о готовности своей страны вкладывать крупные капиталовложения в Казахстан и «способствовать их привлечению из других стран арабского мира».Надо ли говорить, что «бархатная» исламизация совсем не радует русскоязычное население, однако вернуться на историческую родину в Россию, где тебя никто не ждет, для большинства потенциальных мигрантов – несбыточная места.
Проект «СССР-2»
Избранному президенту России Дмитрию Медведеву, стоит более внимательно, нежели его предшественнику на этом посту, вникнуть в проблему создания потенциального Евразийского союза. Если, конечно, Россия не хочет потерять оставшихся союзников на постсоветском пространстве. Во-первых, для этого есть хороший задел в виде полноценного Таможенного союза, коим он должен стать в 2010 году для России, Казахстана и республики Беларусь. Во-вторых, в орбиту Евразийского союза можно привлечь Киргизию, Таджикистан, Узбекистан, Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье (в случае признания последних суверенными государствами). Кстати, первый шаг уже сделан. В минувшую пятницу депутаты Госдумы обратилась к президенту и правительству РФ с предложением «рассмотреть вопрос о целесообразности признания независимости Абхазии и Южной Осетии». Вопрос по Приднестровью пока открыт, видимо потому, что Молдавия, в отличие от Грузии, не стремится к членству в НАТО.
Остановимся на некоторых из стран поподробнее. Итак, Киргизия, которая со временем несколько отошла в тень. В первую очередь, из-за кризиса власти, проявившегося в этой стране в 2005 году («тюльпановая революция» продолжает лихорадить это государство до сих пор). Любопытно, что в июне 2007 года в стране было заявлено о подготовке референдума о создании союзного государства с Россией. Кстати, согласно результатам некоторых соцопросов, 77 % граждан Киргизии выступают за создание такого государства.
Существует и другой вариант - Союз Киргизии и Казахстана, которому пророчат гораздо большие перспективы. Оно и понятно киргизы и казахи, чуть ли не близнецы-братья. Довольно, странно, что Россия относиться к таким «прожектам» совершенно спокойно... Однако присоединится Киргизия к России или к Казахстану большого значения не имеет.
Далее - Узбекистан. В декабре прошлого года здесь прошли президентские выборы. Президентом страны стал старо-новый президент Ислам Каримов, занимающий этот пост с декабря 1991 года. Учитывая, что отношения Ислама Каримова со странами Евросоюза и США оставляют желать лучшего, а признавать Казахстан в качестве лидера Центрально-Азиатского региона он не желает, то поневоле будет вынужден наращивать свое сотрудничество с Россией.
Что касается Таджикистана, то Россию уже не устраивает активное сотрудничество этой страны с некоторыми арабскими и исламскими странами. (В Таджикистане 97% населения исповедуют ислам). По мнению, таджикского политолога Парвиза Мулладжанова «могут быть с подозрением восприняты шаги Таджикистана по более тесному сближению с Ираном. Кроме того, судя по публикациям в СМИ, Россия недовольна тем, что Таджикистан намерен передать право на использование аэродрома Айни индийской стороне». Вероятно, Россия будет вынуждена жестко ставить свои условия направленные на усиление пророссийского вектора во внешней политике Таджикистана.
Итак, вот она основная четверка - Казахстан, Узбекистан, Беларусь, Россия. Плюс Киргизия, Таджикистан и временно «зависшие» Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье. В случае если эти страны в той или иной форме объединяться, мы получим некий «СССР-2». Кстати, чем не место будущей работы для Владимира Путина? Чем не дело жизни для национального лидера России?
Согласен, что на первый взгляд, такое объединение выглядит фантастическим. Но так ли несбыточны перспективы и предпосылки в реализации такого проекта? По большому счету все зависит от амбиций лидеров – Каримова, Назарбаева и Лукашенко. Все остальные, при всем уважении к президентам этих стран, более слабые игроки в большой евразийской игре.
Несомненно, с одной стороны, тот человек, кто осуществит этот проект, войдет в историю. С другой стороны, новое образование сможет говорить с Западом совсем иным тоном, нежели входящие в него страны по отдельности. Ведь все они вместе - это ядерное оружие, газ, нефть, уран, золото... И тогда это действительно будет «адекватный ответ» любым устремления, как НАТО, так и США. Это становиться особенно актуальным в свете последних событий, а именно устремлением Грузии и Украины под крыло Североатлантического альянса. Так что, остается внимательно отслеживать внешнеполитические инициативы России и ход переговоров тандема Медведев-Путин на постсоветском пространстве.
Сергей Расов - публицист
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.