Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Информационные технологии

18.01.2005 | Михаил Сергеев

МИНИМАЛЬНЫЕ НАЛОГИ ДЛЯ ПРОГРАММИСТОВ И ИТ-КОМПАНИЙ -БЕСПРЕЦЕДЕНТНАЯ ПОБЕДА МИНИНФОРМСВЯЗИ

Новосибирское совещание президента войдет в историю как окончательная победа над противниками налоговых льгот для российских программистов и ИТ-компаний. 11 января в новосибирском Академгородке Владимир Путин заявил о необходимости реализации комплексной государственной программы государственной поддержки отечественной информационной индустрии, а также продвижения экспорта высокотехнологичных товаров и услуг. В основе программы, разработанной Мининформсвязи, - создание сети технопарков, ориентированных на экспорт информационной и высокотехнологичной продукции. Важнейшим стимулом для развития этого сектора экономики является предоставление технопаркам статуса особых экономических зон и создание соответственно особых налоговых и таможенных режимов. Зарегистрированные в особых экономических зонах ИТ-компании смогут вдвое сократить единый соцналог и почти вчетверо - налог на прибыль. По требованию Президента России разработка соответствующего законопроекта должна быть завершена уже к 1 марта 2005 года.

Долгожданный закон об особых экономических зонах введет для отечественных предприятий налоговый режим, сравнимый с существующим для аналогичного бизнеса зарубежом. Его принятие является необходимым условием обеспечения лидирующей роли России на мировом рынке информационных технологий и эффективного привлечения инвестиций в эту сферу экономики. Информационные технологии сегодня - одна из крупнейших отраслей мировой экономики с 8-процентный ежегодным ростом. Причем в России темпы роста отрасли информационный технологий значительно превышают среднемировые и составляют порядка 20 процентов в год.

Кроме того, принятие закона станет реальной победой над консерватизмом отечественной бюрократии, окружившей сферу новых информационных технологий административными барьерами и частоколом во многом устаревшей нормативно-правовой базы. Следует отметить, что сам законопроект об особых экономических зонах был разработан еще три года назад, но до сих пор не был внесен в Государственную Думу из-за бесконечных согласований и перекладываний с одного чиновничьего стола на другой...

Значительную роль в этой победе сыграл нынешний глава Министерства связи и информационных коммуникаций. - За последние два десятилетия эти отрасли стали двигателем экономики, - убеждал собравшихся на новосибирском совещании Леонид Рейман (http://inauka.ru/science/article51813.html?ynd). - В Китае доля ИТ достигает 5%. Хотя смотрите, Владимир Владимирович, Китай ненамного опережает нас по темпам роста. Если мы реализуем агрессивную программу господдержки этой отрасли, то сможем повысить свой процент, - подчеркнул министр. И пообещал: "Это внесет свой вклад и в удвоение ВВП, и в уход от сырьевой экономики".

Необходимо отметить, что о необходимости государственной поддержки и пристального внимания и к особым экономическим зонам глава Мининформсвязи публично заявил еще в сентябре прошлого года на совещании в Центре развития информационного общества (РИО-Центр), проходившем с участием ответственных должностных лиц Администрации Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации, а также представителей Российской Академии Наук, экспертного-сообщества и средств массовой информации (http://www.politcom.ru/2004/zloba4670.php).

Тогда вниманию общественности были представлены базовые документы, составляющие основу, разработанной РИО-Центром, Национальной стратегии информационного развития России (http://www.riocenter.ru/documents_355.htm), а именно:

- Концепция поддержки рынка ИКТ в России;

- Концепция использования ИКТ в российских органах государственной власти;

- Концепция регионального развития ИКТ в России.

Подводя итоги совещания, Леонид Рейман заявил, что поддерживает идею предоставления налоговых льгот для компаний, работающих в особых экономических зонах, и пообещал представителям науки активно отстаивать эту позицию в Правительстве. При этом Леонид Рейман сообщил, что разделяет опасения Минфина, по поводу возможности превращения налоговых льгот в лазейку для недобросовестных предпринимателей. "Поэтому льготы нужно предоставлять не вообще, а на определенные виды деятельности", - уточнил министр. В частности, если на территории особой экономической зоны действуют IT-парки, которые заняты разработкой программного обеспечения, то они должны пользоваться льготами по этому виду деятельности в течение всего времени их существования.

Глава Мининформсвязи остался верен своему слову и уже через месяц (в ноябре 2004 года) Правительство России одобрило "Концепцию развития рынка информационных технологий в Российской Федерации". Согласно этому документу "важнейшим мероприятием является разработка программы создания специальных территорий развития ИТ ("технопарков"). Основные преимущества таких территорий - создание критической массы специалистов и развитой телекоммуникационной инфраструктуры, а также наличие специального режима налогообложения".

Катализатором событий стал декабрьский визит Президента РФ Владимира Путина в сопровождении первых лиц российской ИТ-отрасли в Индию, где ему был показан опыт работы технопарков в Бангалоре. Следует отметить, что в Индии технопарки появились более 10 лет назад, благодаря чему удалось решить проблемы утечки "мозгов" и превратить страну в одну из ведущих информационных держав мира. Российскому президенту наглядно продемонстрировали как работает бизнес оффшорного программирования - выполнения зарубежных заказов по созданию программного обеспечения. На этом фоне стало особенно очевидным отставание нашей страны, что само по себе вызывает недоумение, поскольку, по общему мнению, профессиональный уровень российских программистов несравненно выше, чем у индийских.

На самом деле, сегодня небольшие коллективы работающих на экспорт отечественных программистов не платят налоги, причем на почти законных основаниях. Поэтому традиционные аргументы противников налоговых льгот о возможных финансовых потерях в случае экспорта программного обеспечения просто не работают. Напротив, исключительные льготы для зарегистрированных в особых зонах ИТ-компаний могут только увеличить налоговые поступления в бюджет. Таким образом, власть не только не теряет бюджетных доходов, но и создает новые стимулы для легального развития современной высокотехнологической отрасли.

Дело в том, что отсутствие в России крупных легальных предприятий - разработчиков программного обеспечения, существенным образом сдерживает развитие этого перспективного сектора экономики. И льготы программистам наверняка создадут стимулы для появления крупных компаний-разработчиков, которые смогут претендовать на масштабных контракты с иностранными заказчиками.

В целом можно с уверенностью утверждать: если "новосибирские" указания Президента не будут отложены в долгий ящик, то уже через несколько месяцев российские программисты будут работать в качественно новых условиях.

Минимальные налоги - у программистов

В новом законопроекте об особых экономических зонах предусмотрено снижение ставки единого социального налога для производителей программного обеспечения даже не до 14%, а до 13,2%. Законопроект предусматривает, что ставка ЕСН в размере 13,2% будет действовать только для тех производителей программного обеспечения, которые являются резидентами технико-внедренческих особых экономических зон. В законопроекте предполагается также сохранить для программистов доступ к регрессивной шкале налога, которая позволяет еще больше снижать ставку ЕСН по мере роста официальной заработной платы. На других резидентов особых экономических зон льгота по единому социальному налогу распространяться не будет.

Проект закона об особых зонах устанавливает, что резиденты и технико-внедренческих, и промышленно-производственных зон будут пользоваться льготами по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций в сумме, поступающей в региональный бюджет. В частности, предполагается разрешить регионам снижать ставку налога на прибыль для резидентов ОЭЗ до 0%. Если власти регионов воспользуются такой возможностью, налог на прибыль в ОЭЗ может составить всего 6,5% вместо 24%.

(Как известно, максимальная ставка единого социального налога с 1 января 2005 года снижена с 35,6% до 26%. Изменена и регрессивная шкала, которая позволяет применять пониженные ставки налога. Так, заработная плата сотрудников в размере до 280 тыс. рублей в год должна облагаться по ставке ЕСН, равной 26%. При зарплате работника от 280 тыс. рублей до 600 тыс. рублей в год ставка ЕСН для работодателя составит 10%, свыше 600 тыс. рублей в год - 2%. Кроме того, с 1 января 2005 года применение пониженных ставок ЕСН с 2005 года становится обязательным).

Первые технопарки - в Москве, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге

На сегодняшний день доля информационных технологий в ВВП ведущих мировых странах составляет более 10%. Объем мирового рынка информационных технологий - $915 млрд, что превышает нефтяной сектор мировой экономики. Доля же России в мировом рынке информационных технологий составляет пока только около 0,2%.

Преодолеть сложившуюся ситуацию возможно только в результате последовательной государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности продукции ИТ-сектора российской экономики, привлечение иностранных и отечественных инвестиций, устранение излишних административных барьеров, обеспечение и защиту интеллектуальной собственности. Леонид Рейман уверен, что "государство должно продемонстрировать долгосрочный интерес к этой сфере, тем самым дать импульс к привлечению инвестиций".

Важным шаг в этом направлении должно стать создание технопарков и придание им льготного статуса особых экономических зон. Строительство технопарков будет финансироваться в основном бизнесом, но под присмотром государства. Предполагается создание коммерческого венчурного фонда для финансирования проектов в области информационных технологий. Одновременно с технологическими задачами это позволит решить и ряд социальных проблем. В этих же целях планируется создание технологического университета для подготовки кадров для ИТ-компаний, а также финансирования программы переподготовки преподавателей.

Подготовку проектной документации планируется завершить в 2005 году с тем, чтобы в 2006-2007 годах окончить строительство первой очереди технопарков и технологического университета. В это же время должен начать работу коммерческий венчурный фонд.

По оценкам Минфинформсвязи, необходимый для реализации программы объем бюджетного финансирования с 2005 по 2010 годы составит 18 млрд. рублей. После реализации программы объем рынка информационных технологий в России должен вырасти до $40 млрд., а доля производства высокотехнологичного производства в ВВП - до 5%. К 2010 году Россия должна войти в число лидеров информационных технологий. Западные компании будут размещать свои заказы в российских фирмах, что в свою очередь позволит решить вопрос удвоения ВВП и снизит сырьевую зависимость российской экономики.

Стоимость строительства одного технопарка, по словам заместителя Министра информационных технологий и связи Дмитрия Милованцева, составит около 80-100 миллионов долларов. Всего в рамках программы Мининформсвязи до 2010 года предлагается создать от четырех до шести технопарков на базе крупнейших научных и образовательных центров, которые расположены в Московской, Новосибирской, Нижегородской областях и Санкт-Петербурге. В дальнейшем предполагается распространить опыт технопарков и на другие регионы. При этом основным направлением государственного финансирования станет строительство базовой инфраструктуры инженерных коммуникаций и объектов социально-культурного и бытового значения. Остальное строительство может финансироваться за счет внешних инвестиций.

Мнения экспертов

В интервью радиостанции "Эхо Москвы" по итогам "новосибирской встречи" член Попечительского совета РИО-Центра, президент Российского научного центра 'Курчатовский институт' академик Евгений Велихов заявил: "К 2007 году действующие и создаваемые российские технопарки составят серьезную конкуренцию аналогичным зарубежным центрам научной поддержки развития промышленности информационных технологий". Он отметил также, что "Россия имеет хороший задел в этой области и при соответствующей государственной поддержке поставленную перед российской наукой, промышленностью и деловыми кругами задачу по организации технопарков можно решить в кратчайшие сроки". Велихов считает, что "современное развитие экономики страны позволяет создать соответствующие льготные условия для организации четырех зон развития промышленности информационных технологий в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Подмосковной Дубне". Кроме этого, уверен он, "без особых экономических затрат можно расширить и увеличить объемы научных и промышленных работ в уже практически действующих в Москве и Подмосковье центрах - технопарке Курчатовский и Российской академии наук в Переславль-Залесском".

- Речь о поддержке несырьевых отраслей идет давно, - сказал "Известиям" один из участников встречи в Новосибирске, президент холдинга IBS Анатолий Карачинский. - Но в последние месяцы дело наконец сдвинулось с мертвой точки. Подготовлено несколько разумных концепций развития рынка информационных технологий. Надеюсь, будут приняты планы по созданию особых экономических зон, технопарков, и именно информационные технологии станут в этом деле первой ласточкой. Конечно, есть вероятность, что опять все ограничится сотрясением воздуха. Но мне, как участнику этих процессов, кажется, что отношение к проблеме развития несырьевой экономики наконец-то стало серьезным и вышло на новый уровень.

В Сводном аналитическом докладе Счетной палаты РФ "Основные проблемы и условия эффективного воспроизводства отечественного научного потенциала" за 2002 г. отмечается: ":В годы реформ: научный фактор был фактически исключен из числа стратегических государственных приоритетов. Проблемы сохранения и развития национальной науки, обеспечивающей технологическое обновление производства, выпуск конкурентоспособной продукции и, в конечном итоге, социально-экономическое развитие России, были отодвинуты на второй план".

Стенограмма выступления Президента Российской Федерации Владимира Путина в Академгородке Новосибирска на совещании по вопросу создания технопарков в сфере информационных технологий.

"Уважаемые участники совещания!

Нам предстоит рассмотреть вопрос о пилотном проекте создания технопарков в сфере информационных технологий.

Сегодня бизнес, связанный с информационными технологиями - один из самых динамичных и высокодоходных секторов мировой экономики, а сами информационные технологии - это мощный рычаг обновления и повышения конкурентоспособности национальных производств, развития инновационной деятельности. Их вклад в ВВП ведущих стран мира неуклонно растет.

Наши позиции здесь пока все еще скромные - менее одного процента мирового рынка. Отечественным компаниям - с их ограниченными ресурсами - пока трудно конкурировать не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

При этом у нас есть и кадровый потенциал, и весомый научный задел в этой области. Уверен, что при эффективном и грамотном использовании этих возможностей страна может добиться серьезного прорыва в информационной сфере. Мы просто не должны упустить такой шанс, тем более что ряд государств достигли в этой сфере успеха, имея не такие сильные стартовые позиции.

Полагаю, что формирование современной инфраструктуры информационного сектора экономики может стать крупным национальным проектом. Его реализация потребует эффективного партнерства и совместной ответственности науки, бизнеса, государства, соответствующих правовых и организационных механизмов.

Хотел бы в связи с этим отметить несколько принципиальных моментов.

Первое. Нужно ясно понимать, что создаваемые технопарки в сфере информационных технологий - это в полной мере рыночные проекты. Они должны быть рыночными проектами. Их работа должна строиться на принципах конкурентоспособности, эффективности, прибыльности, а производимый здесь продукт - ориентироваться на конкретного заказчика. В этой связи важен четкий прогноз долгосрочных тенденций и потребностей отечественной и мировой экономики. Вот это все "во-первых" - это, наверно, самое главное. Даже не так важны преференции, о которых мы будем наверняка сегодня говорить в этих зонах, в этой области в целом. Но востребованность этого вида услуг, этого вида продукции - крайне важный фактор.

Второе. Мы должны внимательно проанализировать как зарубежную, так и отечественную практику создания научно-производственных комплексов, технопарков, особых экономических зон. У нас есть свой интересный и успешный опыт. Достаточно назвать новосибирский Академгородок, в котором мы находимся. Здесь еще несколько десятилетий тому назад отрабатывались модели интеграции образования, науки и производства в едином территориальном комплексе. Более того, уже десятки научно-технологических центров в сфере информационного бизнеса эффективно работают на рынке. Я помню, еще в прошлый мой приезд вы мне об этом рассказывали. Да и под Москвой у нас неплохо функционируют некоторые вещи. Здесь присутствуют те, кто в практическом плане занимается этим видом деятельности. Надеюсь, они сегодня тоже выскажутся.

Третье. Важно определить современные инструменты государственной поддержки центров информационных технологий, стимулирования и продвижения экспорта высокотехнологичных товаров и услуг. При этом речь может идти не только об особых экономических, налоговых или таможенных режимах. Хотел бы сегодня услышать ваше мнение, ваши предложения по системе взаимодействия и по мерам государственной поддержки в этом секторе.

Четвертое. Деятельность создаваемых технопарков и других элементов инновационной инфраструктуры должна опираться на адекватное законодательство. Полагаю, что готовящийся федеральный закон об особых экономических зонах должен учитывать и специфику бизнеса в сфере информационных технологий.

Нужно до конца упорядочить оборот интеллектуальной собственности. Научные коллективы и разработчики должны быть заинтересованы передавать свой продукт в производство. Передавать не только на основе "серых" схем, а на базе прозрачных, цивилизованных и выгодных всем правил.

Все, что связано с защитой интеллектуальной собственности, - это важнейший элемент и с точки зрения укрепления законодательной базы, и с точки зрения реализации защиты прав интеллектуальной собственности на практике.

Пятое. Формирование инфраструктуры информационного бизнеса должно идти в тесной увязке с модернизацией профессионального образования. Массовое производство потребует большого числа подготовленных высококвалифицированных кадров, кадров, способных решать конкретные технические, узко специализированные задачи. При этом нам важно сохранить такие конкурентные преимущества нашего образования, как фундаментальность, традиции отечественной школы подготовки инженеров.

Шестое. Создание таких технопарков и центров имеет не только большое экономическое, но и социальное значение. Это новые, высокооплачиваемые и престижные рабочие места. Они ориентированы в значительной мере на молодежь: студентов, аспирантов, молодых специалистов. Для них это возможность добиваться успеха и реализовывать свои способности именно здесь, дома, в России, в среде своей культуры, в среде своего языка. И, кроме того, у нас появляются дополнительные возможности для привлечения специалистов из других государств, прежде всего из стран Содружества независимых государств.

И, наконец, последнее. Убежден, что опыт реализации этого проекта мы также должны использовать для выработки общих, комплексных подходов к формированию современной инновационной инфраструктуры - инфраструктуры, которая должна обеспечивать трансформацию знаний в реальный капитал, работающий на экономику и социальную сферу страны".

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net