Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
28.03.2008 | Алексей Портанский
Присоединение к ВТО: мифы и реальность
Присоединение ко Всемирной торговой организации остается важнейшим приоритетом экономической политики России. Об этом не раз говорил президент Владимир Путин, ему вторит сегодня и будущий президент Дмитрий Медведев. Большая часть российских граждан, судя по опросам общественного мнения, также выступает за участие страны в ВТО. Тем не менее, со страниц печати, с экранов телевидения, в ходе различных общественных форумов, из уст некоторых политиков нет-нет да раздаются грозные предостережения от «непродуманных шагов на пути в ВТО».
Серьезные аргументы «против» не приводятся, в арсенале противников лишь набор известных «страшилок» и мифов. Возьму на себя смелость утверждать, что на сегоняшний день тема присоединения России к ВТО является наиболее мифологизированной среди всех проблем политики и экономики, находящихся в центре общественного внимания.
Процесс присоединения к ВТО стартовал в 1994 году, и поначалу ни российский бизнес, ни СМИ не уделяли этому вопросу достаточного внимания. Лишь с наступлением нового столетия проблема действительно стала предметом общественной дискуссии, что, кстати, само по себе явилось выдающимся событием. Ибо никогда прежде в истории страны вопрос о членстве в международной организации не выносился за пределы высоких властных кабинетов. Все решалось исключительно наверху, а граждане лишь потом узнавали о случившемся. При этом общество никак не реагировало даже тогда, когда принятые наверху решения оборачивались прямыми убытками для России (например, образование таможенного союза с Белоруссией).
Нынешняя дискуссия вокруг присоединения к ВТО актуальна, прежде всего, для российского бизнеса – он в первую очередь должен знать, в какой среде ему предстоит работать, как будут меняться условия конкуренции и т.д. Кстати, сам бизнес в рамках прямого диалога с членами и экспертами российской переговорной делегации никогда не выступал против ВТО – для него важна конкретика, т.е. условия членства и сроки.
Между тем, сама дискуссия, выйдя на страницы печати и в эфир, стала развиваться по законам собственного жанра, далеко не всегда отражая состояние текущих переговоров по присоединению к ВТО. Ну а жанр, как известно, диктует свои правила. Между тем, для любого непосвященного торговые переговоры - это скучнейшая и сложнейшая рутина, лишенная ярких событий. В этой ситуации выход один – создать сенсацию, представить острую критику со стороны оппонентов. Тогда это интересно и материал можно публиковать. «Острую критику» нередко поставляют в СМИ эксперты с научными степенями и званиями, которые никогда сами предметно не интересовались тематикой ВТО и не обращались к первоисточникам. Критика и негатив традиционно воспринимаются в обществе с гораздо большим доверием, чем позитивная информация, что естественно и понятно. В России для этого есть свои дополнительные причины: властям не очень верят.
ВТО – отнюдь не панацея от наших бед, а всего лишь инструмент, без которого в наше время довольно сложно обойтись. Членство в ВТО обеспечивает свободный и недискриминационный доступ национальному экспорту на внешние рынки (пока же дискриминация наших производителей обходится нам примерно в 3 млрд. долл. потерь в год). За получение такого доступа надо заплатить открытием своих рынков товаров и услуг. Степень их открытия и является предметом переговоров и потому цена «входного билета» в ВТО для каждой страны своя.
Чтобы выторговать приемлемую цену присоединения к ВТО, торговаться приходится долго и упорно. Потому длительность переговорного процесса отнюдь не свидетельствует о недостаточной квалификации команды переговорщиков или о происках внешних сил, как это представляется некоторым. Можно, конечно, провести переговоры и быстрее, открыв свои рынки согласно пожеланиям партнеров. Так, впрочем, и поступили некоторые республики бывшего СССР. Россия с самого начала пошла по иному пути, заявив, что для нее важнейшим является качество будущего членства, т.е. условия, на которых она войдет в ВТО.
Помимо избавления от дискриминации и получения свободного доступа на рынки у России есть еще одна вполне серьезная цель присоединения к ВТО. Сегодня, не будучи членами этой организации, мы исключены из процесса выработки правил международной торговли. Между тем, 40% нашего ВВП образуется именно благодаря внешней торговле. Завтра под юрисдикцию ВТО могут попасть новые сферы, такие как, например, регулирование рынка энергетических услуг. Не участвуя в процессе, мы неизбежно окажемся в проигрыше, ибо наша позиция при утверждении новых документов ВТО не будет учтена.
Таково вкратце реальное положение вещей. Однако мифы продолжают жить своей жизнью. Вот лишь некоторые из них.
Миф об обвальном падении таможенных барьеров и резком росте безработицы. Это самый популярный миф, т.к. замешан на некоем оттенке правдоподобия. ВТО действительно преследует цель последовательной либерализации торговли. Но это вовсе не означает, что при присоединении к ней необходимо снять свои таможенные барьеры. В действительности в течение первого года после присоединения ни одна ставка таможенной пошлины не опустится ниже действующего уровня. Ее снижение (на разные товары в различной мере) начнется лишь через год и будет происходит постепенно в течение переходных периодов от двух до семи лет. Степень снижения таможенных пошлин по завершении переходного периода не превысит трех процентных пунктов. Поэтому на состояние внутреннего рынка более сильное воздействие могут оказать не изменившиеся импортные тарифы, а другие экономические факторы.
Миф о гибели отдельных отраслей экономики. Этот миф еще именуют «продажей родины». Развенчать его проще всего на конкретном примере. Высокие пошлины на иностранные легковые автомобили не привели к улучшению качества «Жигулей», «Волг» и «Москвичей». Очевидно, автомобилестроение в России, как и в других странах мира, должно развиваться путем глубокой международной кооперации. Именно этот путь правительство предпочло в последние годы.
Миф и полном банкротстве национального сельского хозяйства заслуживает особого внимания, т.к. на нем спекулирует немалое число экономистов и политиков. Наш продовольственный рынок уже достаточно либерален. А в соответствии с ожидаемыми условиями членства в ВТО ни по одному виду сельскохозяйственной продукции, производимой в РФ в количествах, достаточных для насыщения внутреннего рынка, пошлины снижены не будут. Но и это далеко не все. Сегодня Россия входит в десятку мировых экспортеров зерна. Но мировые рынки зерна давно поделены и новичков там не очень-то ждут. Членство в ВТО – главная защита от дискриминации на внешних рынках.
Миф о форсированном присоединения к ВТО. Переговоры продолжаются уже 13 лет. Очевидно, если бы когда-то была поставлена задача «форсировать», мы бы уже были в ВТО. На самом же деле никто из наших руководителей никогда не выдвигал «директивных дат» по присоединению к ВТО. Как было сказано, нам принципиально важно качество или условия нашего членства. Это однако вовсе не означает, что нам вообще все равно, когда нас примут. Затягивать процесс совсем не в наших интересах – чем позднее присоединение к ВТО, тем оно сложнее, что доказано историей этой организации. К тому же оставаться вне ВТО означает лишать себя возможности влиять на выработку правил международной торговли.
Миф о проигрыше потребителей. В данном мифе, как говорится, все с точностью до наоборот. Потребитель, по определению, оказывается в выигрыше от членства страны в ВТО, ибо либерализация внутреннего рынка и усиление конкуренции как раз отвечают главным нуждам потребителя – снижению цен и увеличению возможности выбора.
Это далеко не полный список мифов про ВТО. Нельзя исключать, что возникнут другие. Все новое и неизведанное всегда дает почву для мифов. Наверное, бороться с подобными мыслевирусами бесполезно. Вместо этого лучше пытаться заглянуть в самое ближайшее будущее. Россия находится на завершающей стадии присоединения к ВТО, и сегодня наиболее актуальным становится даже не ситуация на переговорах, а вопрос о том, что мы будем делать, оказавшись в ВТО. Ведь просто стать членом этого уважаемого клуба отнюдь не достаточно. Следующий шаг это выработка стратегии действия внутри ВТО.
Алексей Портанский - к.э.н., директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО
Продолжение следует
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.