Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.04.2008 | Николай Пахомов
Конец диктатуре Мушарафа
Сегодня первый день работы нового пакистанского правительства. Судьба этого кабинета и всё происходящее сейчас в пакистанской политике причудливым образом отражает влияние на страну двух сверхдержав — прошлого Великобритании, и настоящего США. Для Соединённых Штатов мирное (хотя бы относительно) течение политического процесса в Пакистане может стать ключевым элементом для национальной безопасности и успешной внешней политики ближайшего времени.
Вопросов не возникает — британцы были колонизаторами, угнетателями и не всегда достойно несли «бремя белого человека». Однако многим их былым колониям в наследство остались эффективные, демократические политические системы или хотя бы способствующие государственности и народовластию политические традиции. За примерами совсем не обязательно обращаться к истории США или доминионов, где власть всегда была у белых. Не нужно даже вспоминать про достаточно успешный опыт демократического развития Индии: пример экзотического Сомалиленда (бывшего британского протектората) в отличие от хаоса, царящего на остальной территории Сомали (итальянской колонии), известного сегодня порядком и наличием функционирующих государственных институтов, убедителен.
В идущем сейчас в Пакистане (части британской колонии Индии) процессе демократизации также можно усмотреть благоприятное влияние британских демократических традиций — объявленный грозным диктатором Мушараф вместо того, чтобы утопить оппозицию в крови, аккуратно исполняет демократические процедуры. Бывшие же оппозиционеры народ на вооружённый мятеж также не подняли, а победили на выборах, сформировали кабинет, вчера приведённый к присяге, и готовятся по закону преследовать незадачливого диктатора.
Министров пока двадцать четыре. Одиннадцать из Пакистанской народной партии, которую возглавляла убитая Беназир Бхутто, девять от Пакистанской мусульманской лиги Наваза Шарифа, двое представляют партию пуштунов, по одному от мусульманских радикалов и от приграничной с Афганистаном зоны племён. Последние кажутся экзотическими в подчеркивающем свою приверженность демократии правительстве лишь на первый взгляд. Готовым бороться за свободы простых пакистанцев до последнего, упорным демократическим активистом в кабинете можно назвать лишь пожалуй Шерри Рехман, министра информации, журналистки, всегда боровшейся за права пакистанских женщин, одной из ближайших соратников погибшей Бхутто. Остальные министры представляют главным образом традиционную пакистанскую элиту. Они выходцы из богатейших феодальных кланов, традиционно занимающихся политикой, выпускники престижных британских университетов уже имеют опыт правительственной работы в кабинетах Бхутто или Шарифа.
Кое-кто из них сидел при Мушарафе. Не столько из-за их демократических убеждений, а по типичному для пакистанской политики обвинению — за коррупцию. В том числе в тюрьме пять лет с 2001-го года провёл и премьер Сайед Юсуф Реза Гилани, бывший при правлении Бхутто спикером парламента, где, если верить его обвинителям, за вознаграждение помогал нужным людям получать тёплые посты. Выдвинутый для руководства правительством партией Бхутто Гилани начал распоряжаться ещё до формирования кабинета: он объявил об амнистии для всех тех судей, которых Мушараф в прошлом году уволил за сопротивление его попыткам удержать власть.
Теперь не следует удивляться, что вернувшиеся на свои посты судьи помогут правительству и парламенту отправить Мушарафа в отставку, а то и в тюрьму. Мушараф понимает это прекрасно — даже самые ленивые журналисты сообщили о недовольной мине президента на присяге правительства— однако поделать ничего не может. Единственная надежда для него в поддержке Вашингтона. Для американцев ситуация складывается щекотливая: с одной стороны, в их стратегических планах большую роль играют действия пакистанских силовых структур в приграничных с Афганистаном областях и глобальной борьбе с терроризмом, с другой, кампания эта непопулярна в Пакистане, а идти против мнения пакистанцев недемократично и вряд ли эффективно. Ведущая держава века девятнадцатого Великобритания свою позитивную роль сыграла — демократические ценности в пакистанском обществе вполне укоренены. Посмотрим, какую роль сыграют Соединённые Штаты, нынешняя сверхдержава.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.