Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
03.04.2008 | Сергей Маркедонов
Кто более «матери-организации» ценен?
На открывшемся в Бухаресте саммите НАТО взаимоотношения по линии Североатлантический Альянс - страны СНГ займут одно из приоритетных мест. Вместе с тем было бы принципиально неверно ограничивать данную проблему хронологически и географически. При любом раскладе в апрельские дни 2008 года вопрос о расширении НАТО (как минимум активном проникновении) на пространстве бывшего Советского Союза станет приоритетным в российской внешней политике в предстоящие годы.
Во-первых, североатлантический тренд в политике Грузии сегодня не имеет реальных альтернатив, а потому роль Бухареста не надо ни переоценивать, ни драматизировать. Идея нейтралитета не разделяется активными игроками внутри страны (сейчас это удел маргиналов, не влияющих на принятие управленческих решений), а о пророссийской ориентации говорить вообще не приходиться (она закончилась в середине 1990-х гг.). А потому, при любом исходе голосования по присоединению Грузии к Membership Action Plan официальный Тбилиси не остановится в своей борьбе за его получение. Как говорится, не 2008 год, так 2009 и далее по календарю. Во-вторых (и это более важно), к НАТО присматриваются далеко не только в Киеве и в Тбилиси. И не просто присматриваются, а активно сдают НАТО-вские экзамены (только их сложность на сегодня меньше, чем аналогичные испытания для Украины и Грузии).
«В середине апреля в Баку прибудет оценочная миссия по оценке исполнения первого этапа IPAP (речь идет о «Плане индивидуального партнерства» между НАТО и Азербайджаном). В это время в Баку пройдет конференция, на которой будет оцениваться исполнение первого этапа плана Азербайджаном», - отметил офицер-координатор НАТО по Южному Кавказу Збигнев Рыбатски. Напомним, что в ноябре 1997 года распоряжением тогдашнего президента Азербайджана Гейдара Алиева была создана Государственная комиссия по сотрудничеству Азербайджан-НАТО. Что же касается непосредственно «IPAP», то он был объявлен открытым для государств-партнеров на Пражском саммите НАТО в ноябре 2002 года. 19 мая 2004 года президент Ильхам Алиев представил в Брюсселе генеральному секретарю НАТО Яаапу де Хооп Схефферу подготовленный Азербайджаном представительский документ IPAP. Завершился первый этап IPAP в 2007 году. Посетивший Азербайджан в конце сентября 2007 года специальный представитель НАТО по Кавказу и Центральной Азии Роберт Симмонс сообщил, что в ходе его визита обсуждался очередной этап IPAP, рассчитанный на предстоящие два года. По его словам, первый этап (2005-2007) Азербайджаном успешно осуществлен.
В марте 2008 года именно в Баку состоялся 68-ой семинар «Rose-Roth» Парламентской ассамблеи НАТО. На этом представительном форуме президент этой организации Жозе Лелло прямо заявил: «Парламентская Ассамблея НАТО играет большую роль в подготовке стран-кандидатов, их парламентов для вступления в альянс. Мы уделяем внимание странам Балканского полуострова, Южного Кавказа, Средней Азии, Афганистану и Ближнему Востоку. Ассоциированное членство стран в Парламентской Ассамблее НАТО позволяет этим странам проявить себя, узнать, что они могут предложить альянсу и что НАТО может дать им». В работе мартовского семинара в Баку приняли участие представители 25 государств. Первая сессия семинара была посвящена проблемам безопасности Южного Кавказа и Каспийского региона.
Естественно, на этой сессии (а также на других, например, по вопросам кооперации в энергетической сфере) роль Азербайджана интенсивно обсуждалась. Эксперты, представляющие НАТО, отметили, что первый цикл «Плана индивидуального партнерства» Азербайджан завершил успешно. А потому, подписание второго цикла в апреле 2008 года (то есть после Бухарестского саммита) не кажется чем-то неожиданным. По словам азербайджанского военного эксперта Джанмирзы Мирзоева, в апреле нынешнего года «будут, конечно, определены какие-то перспективы, к которым Азербайджан и НАТО будут стремиться. Речь будет идти о мероприятиях, которые надо осуществить, чтобы Азербайджан сблизился с НАТО». По мнению Мирзоева, кардинальных перемен в отношениях Баку и Альянса не произойдет, и сроков получения очередного более высокого статуса в НАТО пока никто назвать не может.
Однако, как сообщает влиятельная бакинская газета «Зеркало» на этом этапе ожидаются «более серьезные реформы в вооруженных силах Азербайджана». Пока же мы можем констатировать, что уже сегодня под «натовский стандарт» переведен Бакинский гарнизон, а также интенсивно переводятся под него корпуса в Нахичевани и в Барда. Более того, среди членов НАТО у Азербайджана есть стратегический партнер и стратегический лоббист в вопросах безопасности. Речь идет о Турецкой Республике. Между тем, турецкая армия - вторая по численности военная машина НАТО. Турция оказывает содействие в подготовке и в переподготовке офицерского корпуса Азербайджана, а также осуществляет сухопутную блокаду Армении, последовательно и жестко выступает за освобождение оккупированных территорий вокруг Карабаха. Таким образом, «свой человек» в НАТО у Баку есть. Что касается отношений с другими членами Альянса, то следует отметить высокий уровень экономической кооперации с Польшей (не зря на прошлогоднем саммите ГУАМ была представлена и Варшава). Как отметил директор Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабанов, «сегодня Польша выстраивает новую концепцию своей нефтегазовой безопасности. В качестве основных партнеров она хотела бы видеть Казахстан, Азербайджан, Грузию и Украину. Если точнее, Варшаве нужна каспийская нефть, которая через Грузию и Украину должна быть транспортирована в Польшу». Со странами «старой Европы», входящих в НАТО у Баку более сложные отношения. В частности, нередко азербайджанские эксперты и политики критикуют Францию за «проармянский крен» в ее политике.
Свое сотрудничество с НАТО (и стремление к более тесной интеграции) Баку мотивирует следующим образом. Первое - это стремление к восстановлению территориальной целостности и решение карабахского конфликта в выгодном для Азербайджана ключе. В этом плане позиция России не всегда разделяется в Баку. Азербайджанские политики считают, что стратегическое партнерство Москвы и Еревана не позволяют России считаться «равноудаленным арбитром». Подтверждению этого тезиса в немалой степени способствовало и последнее голосование РФ по «карабахскому вопросу» на Генеральной Ассамблее ООН. Второе - это расчет на то, что с помощью НАТО возможна «вестернизация» Азербайджана в ускоренные сроки. По мнению руководителя азербайджанской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) Самеда Сеидова, «основная задача, стоящая сегодня перед Азербайджаном – не членство в НАТО, а принятие ценностей Североатлантического альянса... Для того чтобы Азербайджан по всем сферам стандартизации был на уровне НАТО нам нужно продолжить тесное сотрудничество».
Таким образом, Азербайджан не подстегивает излишне свое сближение с НАТО. В отличие от Тбилиси Баку не стремится жестко противопоставлять Москву и Брюссель. Конфронтация с Москвой не входит в число приоритетов Азербайджана (даже охлаждение двусторонних отношений в конце 2006 года по энергетическим вопросам и проблеме Грузии) не переросло в «холодную войну» местного масштаба. Однако с НАТО сегодняшний Азербайджан связывает также завышенные ожидания. Между тем задача нейтрализации Армении с помощью Альянса кажется нам сомнительной. Судя по последним сведениям из Еревана, Армения также завершает первый цикл индивидуального партнерства. В ее планах осуществление второго цикла после ратификации всех соответствующих документов. Не один раз официальные представители Еревана (включая и представителей оборонного ведомства) говорили, что роль НАТО в регионе важна для стратегических целей Армении. Таким образом, соперничество Армении и Азербайджана сегодня идет, в том числе, и по линии кооперации с НАТО. Кто будет более «матери-организации» ценен? Время покажет. У Армении тоже есть свои лоббисты и сторонники в НАТО. Не следует забывать, что у США, как минимум, две внешние политики (у Конгресса, и у администрации). И политика Конгресса, как минимум не слишком проазербайджанская.
Таким образом, можно сделать два основных вывода. Процесс расширения НАТО в той или иной форме будет продолжаться (даже в виде борьбы за расширение, ее имитации и прочее). Азербайджан будет также бороться за свое участие в этом процессе. Однако НАТО не сможет интегрировать армянскую общину Карабаха в азербайджанское общество. Без населения же эту территорию «завоевать» никто не даст. Сейчас не 1995 год, и опыт Сербской Краины вряд ли позволят реализовать. НАТО не сможет помочь экономической реабилитации «спорных территорий» и налаживанию двустороннего диалога между Баку и Ереваном. А значит, занимаясь обеспечением своей национальной безопасности, и Азербайджан, и Армения должны изыскивать безопасные механизмы прекращения многолетней вражды и самого крупного этнополитического конфликта в СНГ.
Сергей Маркедонов - зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.