Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.04.2008 | Татьяна Становая
Финплан-2023 VS Стратегия-2020
Вокруг стратегии развития России до 2020 года возникло много разногласий, что не позволит принять ее в мае, как планировалось. На прошедшей неделе избранный президент России Дмитрий Медведев заявил, что стратегия не может быть принята, если в ней не учтены основные направления налоговой политики. Кроме того, Минфин выступил с инициативой принятия финплана, который станет обоснованием расходов, заложенных в стратегии.
Напомним, что разработка стратегии долгосрочного развития России была поручена МЭРТу: предполагалось, что проект будет вынесен на обсуждение уже в мае этого года. Однако вокруг этого разгорелась острая дискуссия между «партией роста» (МЭРТ, отраслевые ведомства, в меньшей степени Виктор Зубков, Аркадий Дворкович, Александр Жуков, бизнес) и «партией стабильности» (Алексей Кудрин, Сергей Нарышкин, ЦБ России). Дискуссия ведется о приоритетах: первые называют безусловным приоритетом рост ВВП, вторые – снижение инфляции и макроэкономическую стабильность. Первые настаивают на наращивании госинвестиций и расходов на социальные реформы, вторые – на их ограничении. В итоге это может привести к тому, что стратегия так и не будет разработана в срок. Глава МЭРТа Эльвира Набиуллина уже заявила, что документ будет готов не ранее июня. Она отметила, что в концепцию будут включены подробные описания будущей налоговой реформы, пенсионной реформы и реформы здравоохранения с тем, чтобы концепция не носила «декларативный характер».
Тем временем, Минфин нашел свой способ повлиять на выработку стратегии: Алексей Кудрин заявил, что будет разработан 15-летний финансовый план. Выступая на расширенной коллегии Минфина с участием всех ключевых руководителей правительства, Кудрин объявил о необходимости снижения роста расходов с 2009 года. По его словам, в 2005 году расходы выросли на 30%, в 2006-м — на 21%, в 2007-м - на 39%. «Больше так не будет,— заявил Кудрин.— Мы вынуждены перейти к приросту расходов бюджета в реальном выражении на 9-10% в год, в дальнейшем — на 4-5%. Все проекты, какими бы нужными они ни были, будут проходить более жесткий отбор с точки зрения приоритетов». Кудрин высказал сомнение в том, потянет ли государство огромные расходы на строительство дорог, авиастроение и железные дороги. «Будут ли исполнены обязательства государства, правильно ли ведомства ориентируют бизнес?», - задался вопросом вице-премьер. Отметить на эти вопросы и должен будет финплан. К 1 мая Минфин разошлет ведомствам методику прогнозирования развития их отраслей до 2023 г. Собрав у министерств долгосрочные потребности их отраслей в госсредствах, Минфин подготовит 15-летний план.В нем Минфин намерен предусмотреть пессимистичный сценарий развития экономики, при котором может произойти спад экономического развития и ухудшение мировой конъюнктуры. Как пишут «Ведомости», в своем выступлении Кудрин заявил, что когда экономика замедляется, государство может позволить себе дефицит, а во время быстрого роста не должно наращивать расходы: иначе при снижении цены нефти, когда остановится расширение спроса, к которому привыкли экономические агенты, «жесткая посадка» неминуема. Чтобы обеспечить сбалансированность экономики, «государство обязано проводить антицикличную политику», убеждал Кудрин.
Разработка финплана автоматически может замедлить работу над стратегией, тем более что возникли споры и вокруг включения туда основных направлений налоговой политики. На встрече с представителями РСПП Дмитрий Медведев согласился, что принятие стратегии нецелесообразно до разрешения споров по налоговому снижению, в том числе и о сроках снижения НДС.
До сих пор главным ответом Кудрина на все претензии наращивания расходов было намерение рассмотреть инициативы в следующей «трехлетке»: с 2010 года. Так, по мнению Кудрина, НДС может быть снижен не ранее 2010 года. Кроме того, как напомнила Набиуллина на заседании коллегии Минфина, за пределами нынешней трехлетки остаются все основные вложения в образование, медицину, в инфраструктуру, в научные исследования. Она потребовала «освободить пространство» для них в бюджете. Кудрин выступает против того, чтобы править трехлетку каждый год.
10 апреля в спор вмешался президент Владимир Путин. Он провел совещание по экономическим вопросам, на котором выступил с традиционными для себя формулами. Настаивая на исполнении всех взятых обязательств, Путин призвал не забывать и о стабильности. Однако в важнейшем вопросе формирования трехлетнего бюджета он не поддержал главу Минфина. «Сейчас нам предстоит реализовать на практике предусмотренный бюджетным кодексом механизм «скользящей трёхлетки». Это значит, что мы должны подумать о возможных изменениях в этом году, на 2009 – 2010 [годы] и полностью начать формирование бюджета 2011 года, - заявил Путин, тем самым, призвав Кудрина вносить изменения в текущую трехлетку, а не в следующую. Путин также, хоть и с оговорками, призвал подумать о госинвестициях и их эффективном использовании, в принципе поддержал «налоговые новации», но не стал вмешиваться в сам спор вокруг снижения НДС.
Ситуация вокруг стратегии показала, что в рамках существующей системы сложилось устойчивое противоречие между политическими интересами власти (ориентация на рост расходов) и институциональными интересами финансовых властей (поддержание стабильности). Путин, формулирующий свой курс, понимал это противоречие и рассчитывал на его управляемость. Однако после его ухода с поста президента и прихода на пост премьер-министра, ситуация осложнится. Правительство Путина будет более политизированным (в отличие от технического правительства Фрадкова и Зубкова), более ориентированным на политически значимые успехи в экономике и социальной сфере. А это означает, что противоречие интересов усилится. Усугубляет проблему и тот факт, что правительству пока не удается обуздать инфляцию, а население воспринимает эту проблему острее, чем проблему роста доходов. Это, объективно будет усиливать аргументацию Кудрина.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.