Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.04.2008 | Татьяна Становая
Союз правых медведей
Вслед за руководством «Яблока» СПС выразило готовность попробовать выстроить конструктивные отношения с властью. Если Григорий Явлинский не персонифицирует власть, считая, что без оппозиции никакой стабильности у «вертикали» быть не может, то СПС связывает все надежды с фигурой Дмитрия Медведева. Вчера тактика политической борьбы обсуждалась на политсовете партии.
СПС, также как и «Яблоко» после провала на выборах 2003 года, начала быстро маргинализироваться. Изначально партия упорно сохраняла дистанцию от внесистемной оппозиции в лице Михаила Касьянова, Гарри Каспарова и других, создавших «Другую Россию» (хотя изначально в этом процессе активное участие принимали и представители СПС). Летом 2006 года СПС и «Яблоко» четко дистанцировались от «Другой России». Однако внутри СПС уже полным ходом шло «брожение». Умеренность не приносила никаких политических успехов. Напротив, и СПС, и «Яблоко» все реже участвовали в выборах. Из 34 региональных кампаний с марта 2007 по март 2008 гг. СПС принял участие в 12 (из них 9 ровно год назад), а «Яблоко» - в 4. Региональные выборы в декабре 2007 и марте 2008 гг. обе партии практически проигнорировали. Все это было основанием для критики «прагматиков», чья линия не приносила положительных политических результатов.
Однако вскоре тактика «Яблока» и СПС все более расходилась. СПС была гораздо более политически активной силой. И, несмотря на то, что внутри СПС и «Яблока» началась ощутимая радикализация, первая ей скорее поддавалась, а вторая – топила. «Яблоко» выступило против наиболее дееспособных активистов из питерского и молодежного отделений (Максим Резник и Илья Яшин), отказалось от жесткой манеры ведения предвыборной борьбы в ходе думской и президентской кампаний. В СПС, напротив, практически все руководство начало публично тяготеть к внесистемной оппозиции. Переломным этапом стали выборы в Госдуму: СПС столкнулась с беспрецедентным давлением со стороны Кремля. Партия была лишена возможности вести полноценную агитацию: ее материалы арестовывалась в масштабе страны. Мощное давление оказывалось на участников избирательного списка. Все это послужило толчком к тому, что сторонники гибкой линии взаимодействия с Кремлем и сохранения в системном поле все больше теряли поддержку среди партийного актива. Уже на президентских выборах партия объявила активный бойкот, несмотря на сопротивление Анатолия Чубайса, выступающего за взаимодействие с властью.
Рост радикализма внутри СПС вел к внутреннему размежеванию на «прагматиков» и «радикалов», причем их позиции все более поляризовались, а дискуссия обострялась. Это могло привести к расколу в партии. Например, за умеренную позицию в отношении власти более четко стали выступать влиятельные руководители правых, а также председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс. В числе «радикалов» - приостановивший свое членство Борис Немцов, Никита Белых, Леонид Гозман, пострадавший от ОМОНа в ходе одного из «маршей несогласных».
Однако радикализация СПС – путь политически опасный: Кремль предпринял все усилия для того, чтобы за много лет выстроить систему, исключающую легитимное политическое участие со стороны внесистемной оппозиции. СПС – партия, ориентированная на людей среднего класса, предпринимателей, адаптированных к жизни в современной России. Вряд ли СПС способна сохранить свой традиционный электорат в статусе внесистемной оппозиции. Неэффективная политическая партия для успешных людей малоинтересна.
В этих условиях стремление и «Яблока», и СПС так или иначе выстроить отношения с Кремлем понятны. Недавно Григорий Явлинский дал интервью «МК», где впервые достаточно четко дал понять, что готов стать конструктивной оппозицией, чье существование станет фактором стабильности для «вертикали власти». Вчера на политсовете СПС прозвучала готовность стать партией, ориентированной на правую поддержку Дмитрия Медведева.
Поводом для проведения политсовета стало обсуждение участия в объединении демократов. В апреле в Санкт-Петербурге прошла конференция демократических оппозиционных сил, которая фактически стала реинкарнацией «Другой России». Прежний проект объединения потерпел крах из-за сильных противоречий в интересах его участников: объединение радикалов, националистов и правозащитников вызывало острое раздражение Кремля, а сами участники не могли определиться, как лучше действовать: заниматься ли только правозащитой или сохранить резкую риторику в адрес власти. Новый проект выглядит более респектабельно: в нем нет националистов, зато состав пополнился более респектабельных политиками из СПС и «Яблока». Политсовет должен был выбрать делегатов для съезд демократов, намеченный на осень.
Однако СПС, одобрив участие в объединительном процессе демократов, одновременно не исключил и возможности взаимодействия с Медведевым. Как заявил лидер СПС Никита Белых в интервью «Независимой газете», позиция партии по отношению к Дмитрию Медведеву будет зависеть от его курса. «Если это будет тот же курс, который проводит Владимир Путин, и, на наш взгляд, не имеет ничего общего с демократией, мы не поддержим его позицию. В ином случае мы не исключаем возможности взаимодействия», - заявил Белых. Если «Яблоко» однозначно подтверждает отказ от ухода во внесистемную оппозицию, то СПС пытается играть. С одной стороны, партия начала активно участвовать в объединении демократов. С другой стороны, не закрывается возможность для возращения в поле системной оппозиции. При этом если «Яблоко» не разделяет для себя Путина и Медведева, то СПС однозначно дает понять, что возлагает на нового президента страны надежды. Белых предположил, что при новом президенте начнется «оттепель». Белых исходил из заявленного Дмитрием Медведевым перехода на инновационное развитие. А инновации в экономике, по логике правых, невозможны без демократизации и либерализации в политике. Очевидно, что статус внесистемной оппозиции не очень удобен для СПС, однако сохранение конструктивизма без политических перспектив партию также не устраивает. Остается рассчитывать лишь на то, что при дуалистической модели управления, потребности Медведева в собственных политических ресурсах вырастут и СПС окажется востребованной.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.