Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

10.06.2008

Энергетические споры 21 века

4 июня 2008 года в Институте современного развития прошла конференция «Проблемы энергетики в ХХI веке: к встрече «большой восьмерки» в Токио», посвященная обсуждению широкого спектра вопросов энергетики и энергобезопасности, а также выработке консолидированной позиции России в этой сфере на международном уровне.

Открывая конференцию, Председатель Правления Института современного развития Игорь Юргенс отметил, что, несмотря на зафиксированные в прошлом году рекордные показатели по добыче нефти в России, уже сегодня можно говорить о том, что интенсивный рост завершен. В марте 2008 года добыча нефти составила 41,28 млн. тонн, что на 1,5% ниже показателей прошлого года. С точки зрения производителей, это обусловлено рядом факторов, важнейшими среди которых являются действующий налоговый режим, истощение месторождений и сложности, возникающие с реализацией новых проектов. Для того чтобы поддерживать производство нефти на уровне 8,5—9 миллионов баррелей в день в течение последующих 20 лет, нефтяным компаниям необходимо вкладывать миллиарды долларов в освоение новых месторождений, причем общая сумма инвестиций должна достигнуть почти триллиона долларов. По словам И. Юргенса, справиться в одиночку со стоящими проблемами вряд ли удастся. А потому, во избежание возможного дефицита необходимо принять срочные меры, направленные на стимулирование воспроизводства всей минерально-сырьевой базы, снижение административных барьеров, смягчение налоговой политики, упорядочение отношений в области лицензирования участков недр и создание благоприятных условий для освоения новых месторождений.

«Мы знаем, что на сегодняшний день уже есть план законодательной деятельности правительства. До последнего момента эти наработки держались в тайне и отрицались, но сейчас глава российского правительства признал наличие серьезных проблем, которые все мы начинаем решать», — подвел итог Игорь Юргенс, призвав участников конференции наметить пути к решению проблем в сфере энергетики, что приобретает еще большую актуальность в контексте предстоящего саммита «большой восьмерки». Член Правления Института современного развития, ректор МГИМО (У) МИД России академик Анатолий Торкунов, выступая на конференции, обратил внимание на ряд тенденций, а также связанных с ними проблем, которые удалось не только выявить, но и подтвердить за те два года, что прошли с момента, когда энергетика оказалась в центре общемировой повестки дня.

Во-первых, это высокая степень устойчивости нефтепотребления развивающихся рынков перед высокими ценами на энергоносители (Китай, Центральная и Восточная Европа, в том числе, и Украина), что свидетельствует о серьезном запасе прочности в экономических системах в сфере энергопотребления. Во-вторых, это высокая доля неэнергетических показателей в росте цен на энергоносители, не связанных ни с объемом предложений и закупок, ни с состоянием перерабатывающих мощностей. В-третьих, нужно констатировать тот факт, что поиски альтернативных источников энергии в форме биотоплива зашли в экономический тупик, а возникшая проблема роста цен на продовольствие только подчеркнула сложность ситуации. В результате, новый виток развития может получить атомная энергетика. При этом перед мировым сообществом встает проблема создания нового режима «невоенного атома», параметры и принципы которого пока весьма туманны.

В-четвертых, также можно констатировать, что идеи Киотского протокола операционно оказались не реализуемыми. Уже известно, что на предстоящей встрече G-8 Япония предложит свой вариант модернизации этого документа, а потому, по мнению Торкунова, позиция России на нынешнем этапе обсуждения этой проблематики могла быть более активной.

И, наконец, в-пятых, это понимание того, что так называемые глобальные энергетические проблемы совершенно логично раскрываются через целый ряд региональных и субрегиональных проблемных комплексов. Для России это и отношения с Европейским союзом, и перестройка энергетического и транспортного ландшафта СНГ, и создание совершенно новых видов транспортных артерий на Дальнем Востоке, а также необходимость установления постоянно работающего энергодиалога с США. Причем в предстоящие месяцы приоритетным для России представляется акцент на европейском и американском направлениях.

В завершение своего выступления Анатолий Торкунов отметил, что все означенные им блоки вопросов так или иначе прозвучат на предстоящем саммите в Токио, и российской делегации к ним стоит быть готовой. В этой связи он выразил надежду, что подобные конференции будут способствовать созданию механизмов аналитико-прогностического процесса в сфере энергетики и внешней политики, что скажется на общей эффективности энергетических дебатов в рамках «группы восьми».

В выступлении Президента Института энергетики и финансов Леонида Григорьева, презентовавшего доклад «Финансовый кризис и энергетические рынки», отмечалось, что энергетическая проблематика не уйдет с повестки дня предстоящей в Токио встречи «группы восьми», что обусловлено колоссальным количеством проблем в этой сфере. Прежде всего, Л. Григорьев обратил внимание на проблему прироста первичного производства и потребления энергии во всех ее видах одновременно. Если «до начала третьего тысячелетия человечество укладывалось в 2% роста потребления первичной энергии при всем экономическом росте в 3—3,5%, то к дополнительным 1,5% роста, которые были зафиксированы в последние 5—6 лет, человечество оказалось не готово». Дело в том, что интенсивному экономическому росту предшествовал длительный период низких цен на нефть и на все энергоносители, что сопровождалось низкими капиталовложениями в нефтедобычу, «атомной паузой», и — во многих странах — снижением потребления угля. Последовавший в последние годы экономический подъем создал огромный спрос на энергоносители. И хотя мир в целом развивался с очень высокой степенью энергоэффективности, снижая удельный вес потребления энергии, экономический рост привел к заметному увеличению потребления первичной энергии.

Кроме этого, в выступлении Л. Григорьева было отмечено, что мировой энергетический баланс по-прежнему не устойчив, что обусловлено повышением роста потребления нефти во всем мире (снижение фиксируется только среди стран ОЭСР), убытием старых месторождений, впрочем, сопровождаемым удвоением объемов бурения по всему миру (из-за длительного инвестиционного цикла его влияние будет прослеживаться не ранее 2012 гг.), колебаниями цен на нефть и энергоемкостей национальных экономик. Все это формирует соответствующий фон в преддверии саммита G-8.

Относительно проблем, стоящих перед Россией, докладчик подчеркнул возможности повышения внутренней энергоэффективности нашей страны (при сохранении объективных климатических ограничений), отметив, однако, что это стоит немалых денег. «Так же, как и дальнейшая разработка новых нефтяных месторождений для обеспечения стабильности внутреннего потребления и экспорта, это является не только предметом энергостратегии нынешнего года», но и вопросом, который приобретает актуальность в контексте предстоящего саммита G-8.

В своем докладе «Подходы к переговорному процессу в энергетике: ЕС и мир» зав. сектором Института энергетики и финансов Мария Белова затронула проблему роли и места России в системе мировой энергетики с позиции активизации глобального переговорного процесса. В частности, ею было отмечено, что на сегодняшний день на глобальном уровне отсутствует авторитетная структура, которая могла бы эффективно решать проблемы мировой энергетики. Существующие сегодня в мире две организации «блочного типа» (ОПЕК, объединяющая стран-экспортеров нефти, и Международное энергетическое агентство (МЭА), созданное в период энергетических кризисов фактически для защиты стран-потребителей) не отвечают поставленной задаче.

По мнению М. Беловой, опыт «холодной войны» показал, что блочное устройство мира неэффективно, а потому России не имеет большого смысла интегрироваться в МЭА либо в ОПЕК или пытаться выступать мостом между этими двумя организациями «На наш взгляд, идеальным было бы создание организации нового типа. Возможно, под условным названием «Международное агентство содействия развитию энергетических рынков и систем», отметила эксперт, подчеркнув, что перед данной структурой встает огромный спектр задач, который уже намечен в документах G-8. В качестве наиболее оптимальной базы для создания подобной организации, по словам М. Беловой, можно использовать Договор к Энергетической хартии (ДЭХ), который охватывает значительное число стран мира. И, несмотря на то, что Россия не ратифицировала данный договор, его текст подразумевает возможность внесения поправок, адаптации договора к меняющимся обстоятельствам, чем уже воспользовалось Минэнерго, подготовившее свой вариант предложений.

В заключение своего выступления М. Белова подчеркнула, что Россия должна не только участвовать в работе над модернизацией ДЭХ и Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС-2), но и незамедлительно высказать официальную позицию в отношении трансформирующегося энергетического законодательства ЕС, а именно третьего пакета Энергетической комиссии, «явно дискриминирующего российские компании». По словам Беловой, некоторые положения Энергетического пакета противоречат действующему международному законодательству, а потому Россия может первой выразить свою озабоченность этим, как в рамках отдельных переговоров между Россией и ЕС, так и в формате «большой восьмерки».

Предложение Марии Беловой создать новую структуру, которая бы занималась проблемами энергетики, нашло отражение в выступлениях большинства участников конференции. В частности, Анатолий Торкунов высказал мнение о том, что эта идея мало реализуема, поскольку даже на уровне Европейской комиссии и Евросоюза в целом не удается сформировать единые подходы по проблемам энергетики и энергетической безопасности. По его словам, на данный момент времени у России нет возможностей продвигать эту идею.

В свою очередь академик РАН Иван Иванов, касаясь того перечня вопросов, которые могут быть затронуты в ходе предстоящего саммита G8 заявил, что в контексте обсуждения энергетических вопросов Россия должна:

- исходить из национального прагматизма;

- в случае если речь зайдет об освоении арктического шельфа, ни в коем случае не допустить изменения формата последних договоренностей;

- отказаться от идеи сотрудничества со странами-потребителями энергии;

- систематизировать и структурировать диалог с ОПЕК, что существенно повысит переговорные позиции российской стороны;

- официально присоединиться к странам, испытывающим в отношении третьего пакета Энергетической комиссии определенные сомнения;

- внутри страны оптимизировать объемы экспорта нефти и газа применительно к ценам;

- перестать занимать стеснительную позицию в отношении Договора об Энергетической хартии, окончательно отказавшись от нее.

Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов в своем выступлении сделал акцент на пакете из трех вопросов, которые Россия могла бы предложить со своей стороны для обсуждения в ходе саммита G-8. Во-первых, это расширение состава «восьмерки» до, по крайней мере, 12 участников. Во-вторых, введение для обсуждения проблемы продовольственной безопасности. В-третьих, создание новой организации, которая по своей организационной форме была бы не столько энергетическим агентством, сколько площадкой для постоянного и при том максимально публичного диалога под эгидой G-8 (G-12), ОПЕК и прочих производителей нефти и газа. При этом С. Караганов предложил открыто и прямо назвать волнующую всех проблему цены на энергоносители и «совместными усилиями — производителей и потребителей — идти к обоснованной ценовой политике». Между тем, он также выразил скепсис в отношении того, что России, учитывая международную конъюнктуру, удастся создать новую организацию, выразив, впрочем, мнение, что «если мы по-прежнему будем не называть проблемы, а вести диалог по тем условиям и на тех полях, которые нам предлагают, мы будем всегда проигрывать».

Советник ректора МГИМО (У) МИД России Артем Мальгин выразил сомнение в целесообразности поднятия вопроса о расширении «восьмерки», поскольку, «как только она расширится, даже если мы это предложим, Запад снова создаст для себя маленький клуб», в который Россия впоследствии еще должна будет вступать. Что же касается энергетической проблематики предстоящего саммита, он выделил две линии взаимоотношений: «Российская Федерация — Евросоюз, где можно вести диалог по целому ряду направлений, и Российская Федерация — США, где у нас никакого системного диалога нет». При этом А. Мальгин отметил, что чрезвычайно важно как можно быстрее определиться с форматом и начать переговорный процесс по новому соглашению между Россией и ЕС. Образцом для подобного переговорного процесса может стать «переговоры по ВТО, когда все-таки наши ведомства сумели отмобилизоваться и начать понимать международную ситуацию». При этом «энергетические главы нового соглашения смогли бы стать разумным компромиссом, а затем и заменой Договора об Энергетической хартии».

Директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев в своем выступлении отметил, что Россия, к сожалению, не имеет своего консолидированного взгляда на перспективы развития мировой энергетики и позиционирования своей роли в этом процессе. В этой связи постановка вопроса о создании специализированной аналитической группы и подготовке соответствующего доклада, отражающего российскую точку зрения на вопросы, связанные с энергетикой, представляется ему целесообразной. В то же время В. Бушуев также выразил сомнение в возможности реализовать идею создания нового международного агентства, однако, учреждение Евроазиатского энергетического агентства, более чем актуально, поскольку «страны члены ШОС уже сегодня нуждаются в консолидации своей позиции. При этом Россия может и должна в этой структуре играть доминирующую роль с учетом ее собственных интересов».

Во второй сессии конференции прозвучал ряд докладов и выступлений, в которых была отражена проблематика отдельных отраслей энергетической промышленности, а также освещена проблема изменения климата в связи с растущим энергопотреблением.

В своем выступлении руководитель климатической программы WWF- Россия Алексей Кокорин затронул тему подготовки нового международного соглашения, целью которого является ограничение изменения климата посредством двукратного снижения выбросов парниковых газов до 2050 года. Несмотря на то, что Россия на сегодняшний день вступила в соответствующий переговорный процесс, среди уже разработанных сценариев по достижению поставленной цели ни один пока не учитывает российских интересов. В этой связи А. Кокорин призвал разработать свой «низкоуглеродный сценарий» развития для России и для мира в целом, который бы предполагал конкретные механизмы сначала стабилизации, а затем и снижения выбросов газа. В противном случае, по его мнению, в прессе «про нас будут придумывать небылицы» вместо объяснения того, что Россия ведет себя разумно и экономически целесообразно в сфере экологии и энергосбережения.

Доклад директора Института конъюнктуры рынка угля Александра Ковальчука был посвящен проблемам угольной промышленности в энергетике XXI века, а также подходам к их решению. В частности, докладчик попытался развенчать миф о том, что угля много и, несмотря на то, что он является не совсем экологически чистым, «в случае чего с его помощью всегда можно решить проблемы энергопотребления». По словам А. Ковальчука, ресурсная база угольной промышленности, как во всем мире, так и в России, существенно изменилась, и связано это, прежде всего, с тем, что благоприятные с точки зрения экономической эффективности запасы угля заметно снизились или находятся в стадии максимального извлечения. Общая тенденция связана с ухудшением условий добычи, а значит, и прогрессирующим ростом издержек, снижением объемов, что, несомненно, будет отражаться в стоимости угля на мировом энергетическом рынке. Тем не менее, на сегодняшний день в структуре энергопотребления многих стран уголь по-прежнему занимает существенную долю. Учитывая же то, что Япония, Китай, Тайвань и Южная Корея на сегодняшний день являются одними из основных импортеров угля, в контексте предстоящего саммита G-8, по мнению докладчика, Россия могла бы предложить этим странам совместное освоение месторождений коксующих углей, находящихся в Восточной Сибири и требующих значительных инфраструктурных вложений.

Проблемы атомной энергетики были затронуты в выступлениях главного научного сотрудника РНЦ «Курчатовский институт» Виктора Цибульского и заведующей сектором Института энергетики и финансов Ольги Миловой. В частности, О. Милова посвятила свое выступление роли атомной энергетики в энергополитике стран ЕС, взявших на себя амбициозные обязательства сократить выбросы парниковых газов на 20% до 2020 года. Проведенный ею анализ показал, что «атомная пауза», взятая многими странами после чернобыльской аварии, а также незначительный ввод новых мощностей (10% от мирового объема) в европейских странах до 2015 года, позволяют утверждать, что заявленные цели вряд ли будут достигнуты с активной помощью атомной энергетики.

Поводя итоги конференции, Леонид Григорьев отметил значимость дискуссий, в ходе которых выявляются существующие сегодня серьезные ограничения по энергоресурсам, а также развенчиваются мифы о том, что в ближайшие 10—15 лет весь мир снизит потребление углеводородов.

Кроме того, участники конференции пришли к пониманию необходимости подготовить экспертный доклад под эгидой Института современного развития, в котором был бы отражен российский взгляд на долгосрочные проблемы глобальной энергетической политики.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net