Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
02.02.2005 | Михаил Сергеев
РЕГИОНАЛЬНОЕ "ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО" КАК УГРОЗА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РОССИИ
Опасность распада России, о которой в последнее время так много говорят на политическом уровне, пока неявно, сквозь призму разноскоростной интеграции российских регионов в информационное сообщество, проявляется и на IT-уровне. По мере внедрения новых информационных технологий в работу органов власти в России стремительно нарастает региональное "цифровое неравенство". Одни регионы уже сегодня могут похвастаться стопроцентной компьютеризацией и информационной открытостью местных администраций. У других же региональных властей нет даже планов создания "электронных представительств", а чиновники используют компьютер лишь в качестве печатной машинки.
С развитием информационного общества "региональное цифровое неравенство" станет не менее важным фактором, чем так называемое "бюджетное неравенство", с которым борется Минфин. Для сохранения единого информационного пространства на базе общефедеральных стандартов от федеральных властей, вероятно, потребуются специальные усилия.
Национальная стратегия информационного развития России (http://www.riocenter.ru/documents_355.htm), разработанная Центром развития информационного общества (РИО-Центр), убедительно свидетельствует: "...информационное развитие порождает целый комплекс негативных геополитических последствий. Прежде всего, это ускорение поляризации мира, увеличение разрыва между богатыми и бедными, технологически передовыми и отсталыми странами, что является главным источником нестабильности, сегодняшних и будущих конфликтов, в том числе глобального характера. Разные страны и социальные группы, по причинам экономического и политического характера, имеют неравные возможности доступа к мировым информационным ресурсам, приобретению и использованию современных информационно-коммуникационных технологий, что порождает информационное (цифровое) неравенство. Для России с ее огромной территорией и низким уровнем развития информационно-коммуникационной инфраструктуры в отдаленных регионах характерно информационное неравенство центра и регионов. Его преодоление является важнейшим условием укрепления политического и экономического единства страны, ускоренного экономического и социального развития и надежного обеспечения безопасности".
Региональное "цифровое неравенство" характеризуют, например, такие цифры. По данным Мининформсвязи, регионы израсходовали в 2003 году на проекты в сфере информатизации 6,2 млрд. руб. (в 2002 году - 5,7 млрд. руб.). При этом более половины этой суммы было выделено субъектами Российской Федерации, входящими в Центральный федеральный округ.
За период 2001-2003 годов расходы на региональную информатизацию из бюджетов субъектов Российской Федерации возросли более чем в три раза и составляют в среднем 20 рублей в год на одного жителя. Но в отдельных регионах аналогичные расходы составляют более 100 рублей.
В 53% регионов утверждены концепции и программы региональной информатизации, а в 27% регионов таких документов просто нет. В 74 субъектах Российской Федерации определены органы, а в 82% регионов созданы оргструктуры, ответственные за информатизацию. В 47% от общего числа субъектов образованы координационные советы по вопросам использования информационных технологий.
К регионам с низким уровнем информатизации (а таких в России - 42%) Мининформсвязи относит те Субъекты Федерации, в которых еще только разрабатываются программы информатизации (хотя, возможно, и функционируют отдельные информационные системы органов власти).
Регионы с высоким уровнем информатизации (таких всего 23%) - это те, в которых уже есть необходимая правовая база, и в органах власти созданы структурные подразделения по управлению процессами информатизации. Кроме того, там приняты и реализуются соответствующие программы, выделяются бюджетные средства, идет интеграция информационных систем различных органов власти. Создаются также специализированные организации и подразделения по обслуживанию средств информатизации и оказанию услуг населению.
Регионы со средним уровнем информатизации (таких 35%) - это те субъекты Федерации, где приняты только основные правовые акты по информатизации, разработаны концепции и программы информатизации. Кроме того, там созданы и функционируют информационные системы органов власти, и идет организация взаимодействия региональных систем с информационными системами органов местного самоуправления.
Если в регионах-лидерах уже работают доступные населению Интернет-представительства органов власти, то в отстающих - еще только проводятся встречи и конференции с обсуждением проблемы информатизации.
Одним из регионов с высоким уровнем информатизации является Чувашия. По данным Госкомсвязьинформа Чувашии, в рамках федеральной программы "Электронная Россия" в республике осуществлена стопроцентная компьютеризация органов государственной власти, треть муниципальных служащих также имеют компьютеры и доступ к республиканской сети Интранет. Число пользователей сети Интернет достигло 50 тысяч и продолжает увеличиваться в связи открытием 26 Центров общественного доступа.
Кроме того, в Чебоксарском районе дополнительно в 22 сельских администрациях открыты пункты общественного доступа. Во всех районах и городах республики при ФГУП "Почта России" действует около 50 пунктов коллективного доступа, имеется широкая сеть интернет-салонов, которые ежемесячно посещают более 9 тысяч жителей республики. Открыто более 100 модельных библиотек, также оснащенных доступом к Интернет. Осуществлена компьютеризация школ на общую сумму 83 млн. рублей. Обеспеченность учащихся доведена с одного компьютера на 300 учащихся в 2000 году до одного компьютера на 47 школьников в 2004 году - в основном, за счет оснащения сельских школ.
Чувашия стала третьим в Поволжье регионом (после Татарстана и Нижегородской области), где компьютеры, производимые местной фирмой, получили сертификат Microsoft DFW (Designed For Windows). В Республике готовится к эксплуатации автоматизированная система госзакупок. Эта информационная система должна обеспечить прозрачность и открытость процесса государственных закупок, а также повысить эффективность расходования бюджетных средств путем привлечения более широкого круга поставщиков.
В тоже время, плана информатизации, например, Томской области до сих пор не существует (об этом сообщает информагентство REGNUM). "Благодаря участию области в программе "Электронная Россия" в создание местной инфраструктуры вложено около 100 млн. рублей, но плана последовательного создания "начинки" до сих пор нет", - цитирует агентство мнение представителя департамента корпоративного управления и новой экономики МЭРТ Ирины Задирако.
Ирина Задирако считает, что перед Томском стоит проблема создания единой исходной информационной межведомственной ресурсной базы данных. Без этой ресурсной базы построение сложных информационных конструкций, то есть открытых порталов различных ведомств, останется благим пожеланием. "Чиновники не готовы к тому, чтобы их деятельность становилась открытой, а ведь главная цель проекта "Электронная Россия" - обеспечить доступ граждан к повседневной работе чиновника, сделать информацию максимально открытой и легко доступной", - говорит федеральный чиновник.
Устранить основные региональные диспропорции в области информатизации должна "Концепция региональной информатизации до 2010 года", которая разработана Министерством информационных технологий в соответствии с федеральной программой "Электронная Россия". Концепция региональной информатизации должна устранить неравенство субъектов Российской Федерации по уровню информатизации, а также повысить уровень доступности современных информационных технологий и телекоммуникационных услуг широким слоям населения.
Информационному выравниванию будут служить так называемые территориальные информационные системы (ТИС). ТИС включает информационные подсистемы для поддержки государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их подведомственных предприятий и учреждений. В соответствии с Концепцией региональной информатизации, типовые решения для ТИС будут созданы и испытаны на примере отдельных регионов, которые будут определены по результатам конкурса в рамках реализации ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Права на использование типовых решений останутся за правительством Российской Федерации.
В случае утверждения правительством Концепции региональной информатизации к 2010 году на уровне субъектов Федерации будут введены в промышленную эксплуатацию ТИС на базе апробированных типовых решений. Таким образом, вне зависимости от настроения местных властей все регионы России будут иметь примерно равный уровень информатизации и доступа к услугам местного "электронного правительства".
Исходя из оценки сегодняшнего состояния информационного развития России, анализа мирового опыта формирования информационного общества необходимо на общефедеральном уровне провозгласить опережающее информационное развития страны, преодоление "цифрового неравенства" важнейшим политическим и экономическим приоритетом. При этом особое внимание должно быть уделено комплексу мер по укреплению партнерских отношений государства, научно-образовательного сообщества, бизнеса, общественных организаций и населения в реализации стратегии информационного развития. Идеология социального партнерства должна лечь в основу реализации общегосударственной политики информатизации.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.