Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

29.07.2008

Виталий Кулик: «Украина может интегрироваться в Евросоюз более чем через 20 лет»

На прошлой неделе мы наблюдали переговоры украинского руководства с Ангелой Меркель, канцлером ФРГ. Меркель не пообещала скорого членства Украины в НАТО, но после переговоров стало известно, что осенью этого года может быть подписан Договор об ассоциации между Евросоюзом и Украиной, который приблизит украинцев к полноправному членству в ЕС. Стоит ли ожидать скорого подписания этого Договора? Как будут выстраиваться отношения Украины и ЕС в ближайшем будущем и чем опасно «быть натовцами больше, чем сами натовцы»? Об этом «Политком.ру» рассказал Виталий Кулик, директор украинского Центра исследований проблем гражданского общества (ЦИПГО).

- По Вашему мнению, будет ли в сентябре с.г. во Франции на саммите Евросоюз-Украина подписан Договор об ассоциации, то есть станет ли Украина в этом году ассоциированным членом ЕС?

- Я думаю, что об ассоциации сейчас достаточно сложно говорить. Первое: будет рассмотрение вопроса о новом договоре о сотрудничестве между ЕС и Украиной. Второе: будет обсуждаться вопрос даже не об ассоциированном членстве в ЕС, а об участии в других форматах отношений с ЕС, в том числе углубление политики соседства, участие в Восточноевропейском или в Средиземноморском партнерстве с ЕС.

Вряд ли Украина получит ассоциированное членство в ЕС – шансы этого минимальны. На это есть ряд причин. Начиная с 2007 г. Украина занимает достаточно жесткую позицию по отстаиванию своих интересов в диалоге с ЕС. Это связано, в первую очередь, с критикой украинским руководством политики соседства в отношении Украины. Также Украина настаивает на подписании единого «Большого Договора» с ЕС, где должны быть в комплексе обозначены две составляющие: политическая и экономическая, а именно создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Однако Евросоюз отказывается подписать вторую часть Договора (экономическую), комментируя это тем, что Украина пока не готова к созданию зоны свободной торговли. По сути, Евросоюз пытается уйти от предметного диалога с Украиной по этому вопросу, потому что не хочет открывать свои рынки для украинских товаров.

- Насколько известно, есть еще один «камень преткновения» - это создание безвизового режима между ЕС и Украиной.

- Конечно. Пока действует т.н. «упрощенный режим» предоставления виз некоторым гражданам Украины: журналистам, бизнесменам и студентам. Однако даже этот упрощенный режим действует не на все страны ЕС. Он также не устраивает украинскую сторону. Украина настаивает на включении в «Большой Договор» позиции об упрощении с последующей ликвидацией визового режима с ЕС, а также позиции по передвижению товаров. На данный момент Европейский союз не готов идти на уступки по ликвидации безвизового режима и дальнейшего его упрощения.

- Не случится ли после открытия пространства ЕС для безвизового перемещения украинских граждан то же, что было и после вхождения в ЕС Румынии и Болгарии, то есть, не хлынет ли в ЕС поток трудовой миграции из Украины?

- На данный момент ситуация изменилась, и поток украинских мигрантов в Евросоюз не настолько огромен как у Румынии и Болгарии. Это связано с тем, что, во-первых, квотирование и легализация трудовых мигрантов проходят очень тяжело в ЕС. Во-вторых, доходы украинских мигрантов на Западе не соизмеримы с тратами в Украине. То есть, по сути, они не зарабатывают достаточного количества денег с открытия своих дел в Украине после работы на Западе. Это влияет на снижение количества мигрантов.

Европейский союз в любом случае не пойдет на ликвидацию безвизового режима до подписания всех необходимых документов с Украиной и предоставления Украине перспективы членства в ЕС. Пока что ни один из форматов, предложенных Евросоюзом, не предполагает для Украины перспективы членства в ЕС. Пока Европа не предоставит такую перспективу, никакой ликвидации безвизового режима не произойдет.

- Как можно оценивать перспективу заключения осенью Договора об ассоциации? Это шаг вперед или лишь своеобразная «отмазка» Евросоюза от украинских притязаний на членство в ЕС?

- Я думаю, что ассоциация – это только углубленная позиция в рамках стратегии соседства с ЕС. Это не членство в ЕС и даже не перспектива членства. Это не «отмазка», а уловка, попытка Евросоюза втянуть Украину в систему соседства без предоставления перспектив членства.

- По Вашему мнению, вступление Украины в ЕС в конечном итоге предопределено или ситуация может развиваться по схеме «шаг вперед, два шага назад»?

- Думаю, что Украина, в конце концов, станет членом Евросоюза. Но это будет далеко не через 20 лет. Украина пройдет достаточно сложный период отношений с ЕС, в том числе и в рамках этой «маятниковой» стратегии европейцев с отказом от определенных преференций для Украины. Это связано как с внутриполитической ситуацией на Украине, так и с теми процессами, которые происходят в самом Евросоюзе: провал референдума в Ирландии, проблемы с институционализацией в рамках конституционного процесса Евросоюза и т.д. В ЕС нет единой позиции по необходимости принятия новых членов Евросоюза. Это относится как к Украине, так и к Турции и взаимодействию ЕС со странами Магриба.

- Пока Европа не разберется со своими проблемами, она не примет Украину?

- Конечно. Присоединение Румынии и Болгарии показало, что есть много «вызовов» для Европы, а также то, что сам процесс становления ЕС наталкивается на внутреннее сопротивление, а именно: на рост количества «евроскептиков», которые выступают внутри Евросоюза против Маастрихтского договора и Лиссабонских соглашений.

- В мае этого года Украина стала членом ВТО. Чрезвычайно быстро идет интеграция Украины в евроатлантические организации. Не является ли это, по Вашему мнению, бегством от независимости: так долго говорили об отделении от России, и теперь страна отдается в руки НАТО и ЕС?

- Я бы не сравнивал существование Советского Союза и интеграцию в НАТО и ЕС. Это разные вещи и здесь не нужно искать какие-то параллели.

Я не считаю, что необходимо такими семимильными шагами идти в НАТО. В Украине только 20% населения поддерживает такую интеграцию. На мой взгляд, более приемлемым для Украины был бы государственный нейтралитет. Но, к сожалению, руководство страны намерено интегрировать Украину в НАТО.

На данный момент, скажем так, вопрос здесь не в потере суверенитета, а в необходимости в рамках этой интеграционной стратегии защитить национальные интересы. То, что МИД, начиная с 2007 г., пытается защитить национальные интересы в отношении интеграции в ЕС необходимо приветствовать. Но в то же время такая пионерская готовность быть натовцами больше, чем сами натовцы не заслуживает поддержки, как среди экспертов, так и среди населения. Это немножко разные процессы. Я думаю, что здесь необходим дифференцированный подход.

- Что это за подход?

- Надо искать формы сотрудничества и интеграции с ЕС. В то же время существует «треугольник» Украина-ЕС-Россия. Надо искать выгодные проекты, форматы сотрудничества в рамках этого «треугольника». При этом, на мой взгляд, такая маршевая интеграция в НАТО усложняет создание подобного «треугольника». Поэтому необходимо предвидеть риски и потери от такой маршевой интеграции и, возможно, даже отказаться от идеи скоростной интеграции в НАТО и сконцентрировать внимание на реформировании Вооруженных Сил и приобретении статуса государственного нейтралитета.

Беседовал Олег Горбунов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net