Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

03.02.2005 | Наталья Серова

АРМИЯ В ЗАКОНЕ

2 февраля стало известно, что президент внес в Госдуму поправки в Закон "О противодействии терроризму", определяющие правила принятия решения о проведении контртеррористической операции, назначения ее руководителя и привлечения к участию в ней других федеральных органов исполнительной власти. В частности, в законопроекте описаны задачи армии в целом, а также задачи отдельных видов и родов войск, задействованных в проведении операций против террористов.

В тот же день Госдума приняла в первом чтении поправки к закону "Об обороне", дополнив 10-ю статью этого документа новым пунктом, разрешающим применение российских вооруженных сил "для противодействия террористической деятельности военными средствами в соответствии с законодательством РФ" как внутри страны, так и за ее пределами. То есть фактически речь идет о законодательном фиксировании права использовать армию в силовых операциях на территории страны.

Напомним, что согласно Статье 1 (Основы обороны) Закона РФ "Об обороне" Вооруженные силы РФ создаются "в целях обороны" (п. 4), а "под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории" (п. 1).

Используя расширительную трактовку понятия "защита целостности и неприкосновенности территории", в декабре 1994 года армия была как бы на законном основании привлечена к военной операции по восстановлению конституционного порядка на территории Чечни. Однако позднее, в 1996 году, были приняты поправки, наделяющие президента правом привлекать Вооруженные силы "к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению" (Статья 4, п. 6, Статья 10, п. 3).

Таким образом, никаких формальных ограничений на участие армии в антитеррористических операциях не было и раньше, и правовой смысл принятой в первом чтении поправки состоит в расширении списка задач, стоящих перед Вооруженными силами. Если сейчас в Статье 10 сказано, что Вооруженные силы "предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ" (п. 2), то после принятия поправок этот список прямых обязанностей Вооруженных сил пополнится "борьбой с терроризмом".

То есть фактически речь идет о корректировке оборонной доктрины России, о признании терроризма в качестве угрозы, сопоставимой с уже фигурирующей в законе "агрессией, направленной против РФ", а не о создании предпосылок для произвольного использования армии "не по назначению". Как уже было сказано, президент и раньше имел право привлекать армию "к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению".

В этом смысле возражения против принятия этой поправки, озвученные представителями фракции КПРФ, носят концептуальный характер, поскольку, говоря о том, что обсуждаемый законопроект открывает возможность для "использования армии не по назначению", руководство фракции исходит из того, что единственным предназначением вооруженных сил является "защита рубежей государства от внешнего агрессора". Заметим, что альтернативным способом разрешения этой коллизии было бы, например, приравнивание терроризма к "агрессии против РФ", а это в свою очередь потребовало бы расширения понятия "агрессия".

Что касается опасений некоторых СМИ в связи с тем, что поправки к Закону "Об обороне" открывают возможность для злоупотреблений, то тут следует признать, что принятие "антитеррористического пакета" действительно выведет президента (во всяком случае, по формальным признакам) из-под критики за неадекватные действия военных в ходе антитеррористических мероприятий и за произвольные трактовки понятия "терроризм".

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net