Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

01.08.2008 | Татьяна Становая

Просьба не «кошмарить»

Вчера президент России Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам развития малого и среднего бизнеса. В своем вступительном слове он неожиданно призвал российские власти «перестать кошмарить бизнес», а бизнес – не злоупотреблять возможностями оптимизации налогооблагаемой базы. Наблюдатели разошлись в своих оценках: является ли это высказывание ответом на резкую критику Владимира Путина в адрес компании «Мечел» или нет. Однако наличие ощутимо разного видения одной проблемы двумя лидерами и публичное засвидетельствование этого позволяет все-таки положительно ответить на этот вопрос.

Совещание проходило в Гагарине и было посвящено проблемам развития малого и среднего бизнеса в России. Это одна из центральных тем президентства Медведева равно как и сопряженная с ней тема борьбы с коррупцией. Именно на этом совещании президент объявил, что подписал антикоррупционный план, принимаются федеральные законы, направленные на снижение коррупции. Пересказав основные принимаемые шаги, Медведев оговорился, что это лишь первый шаг и неожиданно перешел к более широкой проблеме общего характера отношений власти и бизнеса. Вчера это стало главной новостью дня.«К сожалению, проблемы остаются всё те же. Я имею в виду и те проблемы, с которыми сталкиваются наши предприниматели, где бы они ни занимались бизнесом, малым бизнесом, да и не только малым. Замучили проверки и всякого рода «наезды» по коммерческим наводкам. Вообще, надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали «кошмарить» бизнес… Считайте, что этот сигнал дан», - заявил он. Одновременно президент упрекнул и сам бизнес. «С другой стороны, и бизнесу нужно вести себя ответственно: и налоги платить, и действовать в законодательном поле, в нормальном законодательном поле, не используя чудовищных нецивилизованных схем оптимизации. Потому что, понятно, налоги никто платить не любит, и все пытаются найти способ оптимизировать их, но то, как у нас это делается, когда оптимизацией достигается четырёх-пятикратное сокращение налоговой обязанности, это тоже неприемлемо», - сказал он. Наконец важнейшей задачей Медведев назвал создание «полноценного благоприятного делового климата в нашей стране… И это задача абсолютно для всех присутствующих – и для представителей власти в целом, и для правоохранительных органов, и для бизнеса. В создании делового климата участвуют все. Если мы вместе этим не будем заниматься, у нас ничего не получится», - заявил президент.

Это выступление в СМИ вызывало огромный резонанс. Однако многие эксперты и журналисты разошлись во мнениях: является ли оно ответом на высказывания Путина в адрес компании «Мечел»? Одни наблюдатели говорят об очевидной связи. Другие – о совпадении. Интересно, что например, ведущие российские деловые издания – «Коммерсант» и «Ведомости» вообще не дали этому собственной оценки. Действительно, ведь о давлении органов власти на бизнес президент, да и премьер, говорили не раз, а тут и сама тема способствует актуализации проблемы. В то же время все-таки ряд факторов свидетельствуют о наличии связи между высказываниями Медведева и заявлениями Путина.

Во-первых, это контекст. Ситуация вокруг «Мечела» взорвала рынок и информационное пространство. От Медведева все ждали реакции и ответов на важнейшие стратегические вопросы: допустимо ли российским властям в целях минимизировать оптимизацию налогооблагаемой базы бизнесом использовать те методы, к которым прибегнул Путин? Допустимо ли называть напрямую имя компании, когда далеко не она одна пользуется трансфертным ценообразованием? Допустимо ли в такой степени пренебрегать последствиями для российского фондового рынка? На часть этих вопросов недавно ответил помощник Медведева Аркадий Дворкович. Выступление Медведева в этой связи вполне можно расценивать как также полноценный ответ: нет, не допустимо.

Во-вторых, Медведев отошел от темы малого и среднего бизнеса, специально оговорившись, что речь идет не только о нем – явный намек на крупных игроков. Более того, начав с частных проблем (наезды правоохранительных органов по коммерческим наводкам) президент перешел к общим, указав, что «вообще» «надо, чтобы органы власти перестали кошмарить бизнес». Такое обобщение позволяет говорить о реакции Медведева на сложившейся характер отношения российской власти к бизнесу в целом.Наконец, в-третьих, Медведев напрямую обозначил свое отношение к проблеме оптимизации налогооблагаемой базы – главной публичной причине критики Путина в адрес «Мечела». Вряд ли эта тема всплыла бы в ином контексте на совещании по проблемам малого бизнеса. Но что более важно – позиция Медведева ощутимо отличается от позиции Путина и его команды, инициировавшей в 2003 году «дело ЮКОСа»: впервые за многие годы политическая власть дает бизнесу сигнал – заниматься оптимизацией не только можно, но и нормально, но при условии, если она умеренная. При Путине-президенте так вопрос не ставился никогда, и оптимизация приравнивалась к политической нелояльности, подвешивая весь бизнес.

Даже если предположить, что Медведев не планировал отвечать Путину, у него это, судя по всему¸ получилось. Президент продемонстрировал иной подход, иное видение проблемы, что автоматически рождает ощущение ценностного расхождения между двумя лидерами. А резкость, с которой Медведев произнес свои слова, говорят в пользу всеобщей недооценки его реальных политических возможностей.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net