Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.08.2008 | Виталий Портников
После Мушаррафа
Президент Пакистана Первез Мушарраф заявил о своей отставке буквально за день до неминуемого импичмента. Оказалось, что все было напрасно – и конфликт вокруг Верховного Суда, и уход из армии, и попытки рассорить партнеров по правительственной коалиции. Усилия, предпринимаемые Мушаррафом для того, чтобы удержаться у власти, можно назвать беспрецедентными. Но они вряд ли могли завершиться успехом в ситуации, когда он утратил не только поддержку большей части пакистанской политической и военной элиты, но и симпатии Соединенных Штатов.
Возможно, если бы супруг покойной Беназир Бхутто, лидер Пакистанской народной партии Асиф Зардари не встретил бы в Вашингтоне понимания своих планов избавиться от Мушаррафа, он повременил бы с импичментом. А так – воодушевленный поддержкой, уверенный, что именно он и является новым национальным лидером, Зардари пошел в атаку.
Поражение Мушаррафа является важным уроком для политиков развивающихся стран, сотрудничающих с Соединенными Штатами. Нельзя опираться на что-то одно – на демократические процедуры либо на западную поддержку. Обход правовых процедур рано или поздно приводит к тому, что в Вашингтоне начинают искать альтернативу проигравшему стороннику – и легко соглашаются его больше не поддерживать. Еще один урок – нельзя быть демократом наполовину. Мушарраф пошел на нарушение правовых процедур, изменив состав Верховного Суда Пакистана, но одновременно ушел из армии, предоставив ее новому главнокомандующему Ашфаку Киани сделать выбор между ним и победителями парламентских выборов. Киани и сделал. При Мушаррафе он вечно был бы вторым человеком. При Зардари и его коалиционном партнере Навазе Шарифе имеет шанс стать первым.
И на это указывают сразу несколько факторов. И Зардари, и Шариф представляют влиятельные, но отнюдь не близкие по интересам кланы и национальные группы, удерживавшиеся от столкновения лишь фигурой Мушаррафа, вернее – общим неприятием его присутствия в президентском кресле. Править вместе они не смогут и дестабилизация в Пакистане обеспечена. Оба политика, кроме того, склонны к авантюризму – Зардари, как известно, с трудом добился закрытия коррупционных дел против себя, использовав авторитет супруги, а Шариф в самом деле в свое время готов был разрешить конфликт с тогдашним командующим армией Пакистана Мушаррафом уничтожением генеральского самолета. И представить себе, что два человека с такими навыками не применят их в борьбе за всю власть, было бы наивно.
Дестабилизация в Пакистане, как правило, приводит к военному перевороту. Важно понять не то, будет ли он, а станет ли его новый организатор рассчитывать на поддержку Вашингтона после печального финала карьеры генерала Мушаррафа. Или же, напротив, предпочтет дистанцироваться от Запада, чтобы развязать себе руки в дальнейшей легитимации власти и укреплении нового режима.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.