Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.09.2008 | Сергей Расов
Политический футбол: продолжение следует
Завтра президент Турции Абдулла Гюль прибывает с визитом в Азербайджан. Пикантность этому визиту придает тот факт, что буквально несколько дней назад Абдулла Гуль побывал в Ереване на отборочном матче Чемпионата мира по футболу. Напомним, даже сам факт возможного участия главы Турции в качестве болельщика в Ереване вызвал волну жесткой критики, как в Азербайджане, так и в Турции. Понятно, что Абдулла Гуль едет со своеобразным отчетом к Ильхаму Алиеву, дабы проинформировать коллегу о своих переговорах с Сержом Саркисяном. Кстати, чтобы не вызвать еще большего раздражения как у себя в стране, так и среди азербайджанцев, Абдулла Гуль въезжал на территорию Армении со стороны Грузии…
Похоже, футбольное рандеву оказалось весьма удачным. Во всяком случае, турецкая газета «Hurriyet» со ссылкой на дипломатические источники сообщает, что армяно-турецкая граница может быть открыта для гуманитарной помощи. Это можно рассматривать как политическую сенсацию, если учесть, что между Арменией и Турцией отсутствуют дипломатические отношения, а армяно-турецкая граница закрыта с 1993 года по инициативе Анкары. Сам президент Турции Абдулла Гюль в интервью турецкой газете «Today'sZaman» заявил, что «мой визит сломал психологический барьер на Кавказе. Пригласив меня на матч, Саркисян сделал важный шаг. Если бы я не принял приглашения, весь мир говорил бы, что у меня не хватило на это духу». При этом он добавил, что на встрече с президентом Армении «подробно и детально» обсуждался нагорно-карабахский вопрос и «нынешняя конъюнктура благоприятна для урегулирования конфликта».
Главы МИД Армении и Турции Эдвард Налбандян и Али Бабаджан также выразили свою решимость в полноценном урегулировании двусторонних отношений. Диалог дипломатов проходил в ночь в ночь с 6 на 7 сентября, и продлилась два с половиной часа.Эдвард Налбандян подтвердил позицию армянской стороны о готовности установить отношения с Турцией без предусловий, после чего министры договорились продолжить диалог в конце сентября на сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Комментируя прошедшую встречу, спецпредставитель ПА ОБСЕ по карабахскому конфликту Горан Ленмаркер заявил, что «Турция должна найти силы преодолеть свое прошлое. Принять факт «геноцида армян», и стать членом Евросоюза, когда в стране будут установлены стандарты, являющиеся общепринятой нормой в странах-членах ЕС», а Армения, проявить терпение в этом непростом вопросе.
Перед своим визитом в Азербайджан президент Турции Абдулла Гуль дал интервью агентству АПА, где в частности попытался успокоить ближайших союзников на Кавказе. Прежде всего, он выразил «всем азербайджанским братьям свою любовь и благорасположение». После чего объяснил свою позицию на потепление отношений с Арменией возникшей ситуацией на Северном Кавказе:
- Месяц назад мы наблюдали, как в регионе содрогались камни – началась война между Россией и Грузией. В это дело оказались втянутыми даже большие государства. Нельзя сидеть молча в такой момент. Надо взять инициативу в свои руки, заявил Абдулла Гуль. Кроме этого он добавил, что «Саркисян имеет добрые намерения и говорит с искренней убежденностью. Я покинул Ереван с большим удовлетворением», потому, как «Армения понимает, что она вынуждена сотрудничать со всеми странами мира, особенно с соседними странами. В противном случае, в регионе не будет мира, и Армения превратится в страну, которая препятствует установлению мира». Резюме интервью – «надо покончить со старой политикой и смотреть только вперед». Самое интересное, что даже в заключительных словах Абдулла Гуль хотя и подтвердил, что «проблема Азербайджана – моя проблема», тем не менее, ни слова не произнес о том, что Нагорный Карабах должен быть только в составе Азербайджана и никак иначе.
В Азербайджане известие о состоявшихся переговорах президентов Армении и Турции встретили враждебно. Политолог Лейла Алиева считает, что Турция пытается занять место России на Южном Кавказе в своих собственных интересах, что повлечет за собой «негатив для Азербайджана, так как уменьшит изолированность Армении и приведет к открытию армяно-турецких границ». В свою очередь завотделом международных связей Аппарата президента Новруз Мамедов сказал, что «пока не решен нагорно-карабахский вопрос, Азербайджан не может быть представлен на одной платформе с Арменией». При этом он уклонился от оценки визита Абдуллы Гюля в Ереван, сославшись на то, что Турция имеет право «принимать решения по любым вопросам», но «это был несколько необычный шаг, возникает ряд вопросов. Это то, что меня немного беспокоит».
В отличие от дипломатов и высокопоставленных чиновников отчет центра мониторинга «Мнение» проведшего общенациональный опрос в Азербайджане, оказался крайне негативным. Почти 90% респондентов оценили визита Абдуллы Гюля в Ереван, негативно. Считая, что президент дружественной страны чуть ли не предал национальные интересы Турции и Азербайджана. Такое же количество опрошенных граждан считают, что «ереванский вояж не будет способствовать разрешению нагорно-карабахского конфликта, а 93% опрошенных высказались против возможного открытия армяно-турецкой границы, закрытой с началом оккупации Арменией Карабаха и прилегающих районов Азербайджана». Пресса Азербайджана тоже не жалует президента Абдуллу Гюля. СМИ обвиняют Турцию в том, что она стала, проводит политику «отдающую цинизмом», стремиться к «имперским амбициям» и относиться «к Азербайджану как к собственной провинции». И призывают даже в ответ на визит Гюля в Ереван «закрыть свой рынок для турецких товаров». Резюме в том же духе: хватит оглядываться на Турцию, пора проводить собственную политику, ничему позитивному мы у них не научимся и так далее.
Таким образом, Турции оказалась между «молотом и наковальней». Если от официальных лиц Анкары Азербайджан будет по-прежнему требовать жестких заявлений в сторону Армении по возврату «оккупированных территорий», то «распечатать» границу с Арменией туркам не удастся. Однако если все стороны сбавят обороты и начнут двигаться в систему Европейского Союза, то есть в Европу, то проблема Нагорного Карабаха отпадет сама по себе. Потому, что Евросоюз – это государства, фактически, без границ. Поэтому, по сути, главный вопрос – смогут ли Анкара, Баку, Ереван подняться над национальными амбициями или нет?
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.