Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

31.10.2008 | Сергей Александров

Что в имени твоем Россия?

Вот уже несколько месяцев на телеканале «Россия» идет проект «Имя России». Отечественные медиа, очевидно, по заказу российского руководства, принялись за активное конструирование российской идентичности. Вопрос заключается в том, можно ли создать российскую нацию, предлагая сделать выбор между Сталиным и Пушкиным, Менделеевым и Суворовым?

Это проект амбициозный и раскрученный, но при этом неизбежно поверхностный и – не побоюсь этого слова – аморальный. И неважно, что этот формат прошел на телевидении в 22 странах, нам не следует без разбору брать все худшее, что создало зарубежное ТВ. (Хотя именно этим мы, по-моему, в последние годы и занимаемся).

Противоречие кроется в самой основе проекта. С одной стороны, заявлена государственническая тема конструирования национальной идентичности, поскольку существует явный запрос на создание целостного и непротиворечивого государственного мифа о национальной истории, Аллеи Славы, Доски Почета. Сюда же вписывается и возрождение советского гимна, и вымышленные новые праздники (4 ноября) – все это путинский «большой нарратив». Если после Революции 1917 года мы хотели «все сбросить с парохода современности», то сейчас наоборот: «возьмем всех на пароход современности», ну или почти всех. «Имя России» берет на борт абсолютно противоречивых персонажей: Толстого и Николая II, Сталина и Деникина…Это как сейчас одновременно на Кавказе ставятся памятники генералу Ермолову и имаму Шамилю, все флаги в гости к нам! Причем заметьте, что миф конструируется именно государственный – логотипом проекта является императорская корона. Интересно – почему не скальпель хирурга, не кисть художника, не серп хлебороба? Я даже не думаю, что это было сделано специально, это уже на подсознательном уровне: Советское - значит шампанское, Российская – значит Империя. И, как всегда, вместо истории России у нас пишется история государства российского.

Но с другой стороны, методы формирования этой модернисткой идентичности – абсолютно постмодернистские. Из истории сделано глянцевое, попсовое (сам «хедлайнер» проекта Александр Любимов не гнушается этого слова) этически неразборчивое шоу. Законы этого жанра не подходят для такой тонкой, нравственно чувствительной материи как история, тем более недавняя история, когда еще живы жертвы сталинизма или их дети. На передаче про Сталина один из судей начинает: «Сталин был гений…» -- публика разражается аплодисментами – «… гений злодейства» -- аплодисменты продолжаются, как ни в чем не бывало. Это такая же симуляция истории как публика в зале – толпа, кочующая из студии в студию, чтобы заработать 500 рублей, пару бутербродов и шанс увидеть себя на ТВ, - симуляция народа, электората.

Это, в сущности, история для телепузиков – примерно как ребенка спрашивают: «кого ты больше любишь маму или папу?» Тут то же самое: «кого ты больше любишь Пушкина или Сталина, Менделеева или Суворова?». Сама идея сравнения Сталина с Пушкиным, с Достоевским, с Александром Невским – в корне порочная постановка вопроса. Здесь типичный масс-медийный фрейминг реальности, который все видит в рамках конфликта, скандала, соперничества. То, что масс-медиа сделали с политикой, превратив ее в лошадиные скачки, т.н. horse race politics, сейчас они делают с историей. Выхолощенная история в глянцевой упаковке, история для потребителей, которые выбирают между сложными историческими персонажами, как между сортами пива. После этого проекта Александру Любимову можно посоветовать сделать нечто подобное на телеканале «Спас», путем мягкого рейтингового голосования выбрать самого святого из русских святых: если можно делать шоу из истории, то почему не из духовности? А если серьезно, то следует понять, что есть сферы, где хит-парады неуместны, и историческая память, как и религия – несомненно одни из них.

Если же абстрагироваться от вопросов морали, то с телевизионной, продюсерской точки зрения проект сделан любопытно. Члены суда присяжных представляют различные ипостаси российской государственности: Миронов на сайте проекта представлен как «десантник», поэтому он представляет Суворова, Ткачев представляет Краснодар и защищает Екатерину – он, конечно, будет продвигать идею переименования Краснодара в Екатеринодар, Капица у нас ученый, он представляет Менделеева, Кублановский диссидент, представляет диссидента своего времени – Пушкина. И так далее. Как бы есть небесные покровители, и они нашли свои их земные инкарнации. Старейшина суда, конечно, Михалков, представитель государственной фамилии, стратегической, осевой, семьи, объединившей в своем служении Отечеству все поколения российской истории. Можно ли было ожидать другого после фильма «12», где он, в обличии мудрого офицера ФСБ, назначил себя не просто председателем суда присяжных, но совестью всей России.

Ну и раскрутка проекта, конечно, впечатляет – таких размеров рекламных щитов в центре Москвы не удостаиваются даже телевизоры Panasonic, в голову приходят только последние выборы в Государственную Думу. Идет сознательное, целенаправленное создание «зонтичного бренда» под названием Россия.

Смущает только одно: название веб-сайта проекта – английское: www.nameofrussia.ru. Впрочем, уже через год доменные имена можно будет писать на кириллице, и это досадное упущение можно будет исправить.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net