Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.11.2008 | Татьяна Становая
Власть борется с «финансовыми тромбами»
11 ноября Дмитрий Медведев продолжил серию встреч, направленных на преодоление финансового кризиса в России, пригласив в Кремль представителей Торгово-промышленной палаты. В своей речи президент обозначил ту же линию, которую днём ранее озвучил Владимир Путин на совещании с членами правительства и банкирами…
Встреча в Белом доме 10 ноября, на которую были приглашены чиновники из экономического блока, силовых ведомств и главы крупнейших банков, была целиком посвящена экономическим вопросам. Основная проблема, озвученная премьером – беспрецедентный отток капитала из России, который за октябрь составил более $48 млрд. Владимир Путин выразил обеспокоенность тем, что, несмотря на общее сокращение объёма перевода денежных средств в зарубежные банки, этот показатель вырос именно у тех банков, которые получили дополнительные средства от государства. По мнению председателя правительства, банки, таким образом, вложили переданные им средства не в реальный сектор экономики, как предполагалось, а в создание собственных стабилизационных мини-фондов, что, хотя и вполне легально, однако, не может позитивно повлиять на состояние российской экономики.Владимир Путин призвал глав банков исключить «корпоративный эгоизм, коррупцию, злоупотребления». Председатель Центробанка Сергей Игнатьев выразился более конкретно: «Нужно усилить контроль за законными, но не соответствующими целям господдержки операциями по выводу средств за рубеж», причём этот контроль глава ЦБ предложил осуществлять с помощью правоохранительных органов. Меры, предложенные ЦБ для борьбы с этими злоупотреблениями, вызвали не меньший резонанс в СМИ, чем заявление о рекордной утечке капитала. Кроме того, и само присутствие силовых министров на совещании по экономическим вопросам, скорее всего, было призвано закрепить эффект от слов премьера.
Проблема неэффективности средств, вливаемых в экономику через банки, обсуждалась и в ходе прошедшей 11 ноября встречи Дмитрия Медведева с представителями Торгово-промышленной палаты, преимущественно, главами её региональных отделений. Основной причиной возникновения этой проблемы президент, как и председатель правительства, назвал резервирование банками государственных денег (проблема «тромбов»). Как отметил Медведев, «деньги, которые идут сверху, от кредиторов верхнего уровня, в коммерческие банки, не должны застрять где-то на полпути». Глава государства констатировал, что «такие случаи есть». «Уже довольно значительная часть денежной ликвидности пришла, но предприятия ее не получили. Об этом нужно сказать откровенно», - заявил президент. «Они, с одной стороны, должны заботиться о собственной ликвидности и соблюдать, как «Отче наш», свои нормативы, но, с другой стороны, помнить, что в этой ситуации они выступают как агенты государства и как кредиторы определенного уровня», - заявил президент. Он также предложил расширить контроль Центробанка над коммерческими банками, направляя в них своих представителей. Эта мера была позитивно воспринята председателем ТПП Евгением Примаковым, который согласился с необходимостью, как он выразился, «жёсткого диктата государства» для выхода из кризиса. По его словам, банк, получая от государства деньги для определённых целей, перестаёт быть коммерческим, становясь агентом государства.
Представители ТПП выразили недовольство и слишком высокими процентными ставками (выше 15% годовых), которые фактически делают бессмысленным ведение бизнеса. Президент объяснил такую ситуацию, как высокой инфляцией, так и нечистоплотностью самих банков, пообещав контролировать силами ЦБ и эту сторону их деятельности. При этом очевидно, банки поставлены в жёсткие условия: в тот же день Центробанк объявил о повышении ставки рефинансирования на 1 процентный пункт - до 12%.
Несмотря на то, что финансовая ситуация стала главным предметом обсуждения, президент использовал площадку ТПП для продвижения своих идей, с которыми он, по сути, избрался на свой пост. В частности, обсуждалась тема коррупции, которая традиционно поднимается на встречах власти и бизнеса. Евгений Примаков посчитал обсуждаемые меры недостаточными и призвал вернуться к административной реформе, основной целью которой была передача избыточных государственных функций саморегулируемым организациям. Соответствующий закон был окончательно принят только в прошлом году, и за время его существования возникло всего 48 полноценных СРО. Президент поддержал эту идею, признав ошибки государства в решении вопроса с административной реформой.
Важнейшей инициативой Медведева стал и пакет антирейдерских инициатив. Медведев предложил ужесточить наказание за «рейдерство», введя уголовную ответственность. «Это очень опасная болезнь и, может быть, это прозвучит не вполне либерально, но за такого рода действия нужно сажать в тюрьму», - считает глава государства. «Если по крупнейшим инвестиционным банкам разбираются, по Lehman Brothers, и по ипотечным, и по инвестиционным компаниям, и по отдельным заемщикам применяют весь арсенал уголовно-процессуальных средств, то мы тоже можем относиться к этому по-серьезному», - подчеркнул президент. Он отметил, что уже говорил об этом на совещании с правоохранительными органами: «На кризисе нельзя наживаться!». «Какие-то вещи, которые можно было бы простить в другой ситуации, в текущей ситуации прощать нельзя», - подчеркнул Медведев.
Медведев высказал мнение и о необходимости изменения порядка госзакупок. «Понятно, что объемы коррупции в этой сфере огромны, просто огромны, и в отличие от других ситуаций, они практически не подсчитываются и не видны, но, судя по некоторым экспертным данным, эти объемы просто колоссальны», - подчеркнул Медведев. Он поддержал инициативу предусмотреть на правительственном уровне обязательность проведения независимой экспертизы государственных заказов в случае, если сумма контракта превышает 50 млн рублей.
Интересно, как меняется на этом фоне психология самого бизнеса, в частности, понятие «социальной ответственности». Изначально оно было введено Владимиром Путиным на фоне «дела ЮКОСа» с неявно утвердившейся трактовкой как формы давления на частный бизнес и получения над ним политического контроля. Постепенно это понятие трансформировалась в понятие государственно-частного партнерства (отношения власти и бизнеса начали в последние годы более или менее налаживаться, чему способствовала и смена главы РСПП). Теперь же в понимании «социальной ответственности» появилось новое измерение, и это хорошо было видно в публикации Михаила Прохорова в газете «Ведомости». Суть его идеи – это обеспечение психологической совместимости и понимания действий правительства, участников рынка и населения. Этот личная инициатива Прохорова, которая связана с проблемой получения помощи от ВТБ, но концептуализирована и позволяет выйти на некие обобщения.
Как представитель бизнеса (также как и глава ТПП Примаков), Прохоров жалуется на банки, которые не кредитуют предприятия. «Государство закачивает ликвидность в банковскую систему и справедливо ожидает изменения ситуации. Но этого не происходит, потому что банки решают свои вопросы», - заявил Прохоров, указав, что у банков с государственным участием «конфликт интересов еще острее: вроде страну поручили спасать, а собственные проблемы банка все же ближе». Для решения вопроса, по его мнению, необходим общественный договор (некое твердое джентльменское соглашение) государства с банками: государство оказывает помощь и принудительно доводит лимиты кредитования жизнеобеспечивающих отраслей и населения, а банки берут добровольное обязательство быть инструментом проведения государственной политики. Такая позиция является попыткой заручиться поддержкой государства в кризисных условиях, а также в условиях конфликта реального сектора и банков. Если раньше взаимодействие власти и государства было добровольно-принудительным, то сейчас бизнес испытывает потребность в государстве и как регуляторе и как ресурсе для решения острых проблем. Скорее всего, такое новое качество «социальной ответственности» будет носить конъюнктурный характер, однако не исключены и долгосрочные последствия. Образуется психологическая зависимость реального сектора от государства, что может гипотетически снизить уровень реальной автономии.
Действия российских властей в последнее время показывают, что и президент, и премьер предпринимают усилия по поддержке бизнеса в условиях кризиса, фактически признавая злоупотребления, как со стороны крупнейших влиятельных банков, так и со стороны правоохранительных органов (рейдерство, как правило, не происходит без их непосредственного участия). При этом и крупнейшие банки, и правоохранительные органы – это структуры, пользующиеся политическим влиянием, что делает контроль над ним более сложным. По сути, политическая власть признала эту проблемы, публично поставив вопрос об ответственности. При этом показательно, что и премьер, и президент постоянно подчеркивают, что такая ответственность ни в коем случае не будет противоречить либеральным правилам рыночной экономики (административно ограничивать отток капитала власти гарантированно не будут).
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.