Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.11.2008 | Алексей Портанский
Шаг назад в надежде наверстать упущенное
В конце 2009 года в рамках ОБСЕ может состояться встреча на высшем уровне с участием России, ЕС и США по проблеме безопасности в Европе. Таков, пожалуй, главный политический итог прошедшего в конце минувшего недели в Ницце саммита Россия - ЕС.
Да, именно проблема безопасности, а точнее – недопущение возврата к военному противостоянию в Европе, оказалась ключевой в повестке нынешней встречи. Как воспринимать такой итог? Дает он повод порадоваться или призадуматься? Если судить с позиций сегодняшнего дня, то итог, несомненно, позитивен. Если же окинуть взором развитие диалога с ЕС с начала 90-х гг. прошлого века, то скорее придется призадуматься.
Политический диалог России с Евросоюзом в его нынешнем формате начал формироваться сразу же после провозглашения суверенитета РФ. Масштабное и глубокое сближение с Западом в начале 90-х, восприятие новой Россией в полном объеме универсальных (читай западных) человеческих ценностей создало определенную атмосферу доверия, убрав с повестки дня военное противостояние в Европе в качестве первоочередной проблемы.
Именно в такой атмосфере на острове Корфу в июне 1994 г. происходило подписание исторического документа – Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и Европейским Союзом. Как непосредственный свидетель события, могу засвидетельствовать: ни у кого в тот момент, как с той, так и с другой стороны, не было сомнения, что именно экономическое измерение документа и в целом отношений РФ и ЕС становится ключевым на ближайшее будущее. Конкретно основными целями СПС были обозначены: интенсификация политических, экономических и культурных отношений между РФ и ЕС; содействие экономическому развитию путем расширения торговых связей и улучшения условий, влияющих на инвестиционную деятельность; перевод торговых отношений между сторонами на недискриминационную основу; содействие реформам в РФ и укрепление политических и экономических свобод; создание условий для постепенной экономической интеграции РФ в Европейское экономическое пространство и образования в будущем зоны свободной торговли между ЕС и РФ.
Однако политика притормозила процесс сразу после подписания. Ратификация документа в ЕС затянулась на целых три года, и СПС вступил в силу лишь 1 декабря 1997 г. Причина – события в Чечне. Дело в том, что в преамбуле СПС содержалось положение о том, что соблюдение прав человека является условием выполнения всех статей документа. Оказалось, что провозглашение Москвой приверженности универсальным ценностям не означало одинакового толкования этих ценностей в России и на Западе. Тем не менее, это не остановило дальнейшего движения сторон навстречу друг другу в качестве партнеров.
На саммите Россия-ЕС, приуроченном к 300-летию Санкт-Петербурга в мае 2003 г. впервые было заявлено о намерении создания «четырех общих пространств»: общего экономического пространства, общего пространства свободы и правосудия, пространства сотрудничества в области внешней безопасности и пространства научных ислледований и образования, включая аспекты культуры. Спустя два года на саммите в Москве в мае 2005 г. идея получила практическое развитие – были приняты «дорожные карты» по четырем общим пространствам.
Сказать, что за прошедшее время стороны добились ощутимого прогресса в реализации «дорожных карт» было бы явным преувеличением. Есть прогресс по общему пространству науки и образования – мы вошли в Болонский процесс. Можно говорить о некотором прогрессе по общему постранству в области внешней безопасности – совместные действия против международного терроризма, борьба против распространения оружия массового поражения. Говоря об общем экономическом пространстве, мы в основном имеем в виду рост взаимной торговли и особенно поставок российский углеводородов в страны ЕС. Однако этого недостаточно, – нерешенных вопросов больше: затормозились переговоры о присоединении России к ВТО, в которых главная роль принадлежит Брюсселю и Вашингтону, есть проблемы во взаимном инвестировании и пр. Что касается «дорожной карты» по пространству свободы, безопасности и правосудия, то она подразумевает, в частности, приверженность общим ценностям, демократии и верховенству права, их применению судебными системами; уважение прав человека; уважение и соблюдение принципов и норм международного права, включая гуманитарные положения; уважение основных свобод, включая обеспечение свободы и независимости средств массовой информации. В этих сферах несовпадений между Россией и Западом в последние годы накопилось слишком много, чтобы надеяться на прогресс.
Как видно, на самом высоком уровне в Ницце всем этим вопросам места не нашлось. И президент Медведев, и президент Саркози поставили в центр внимания проблемы военно-политические: планы размещения системы противоракетной обороны США на территории Чехии и Польши и возможный российский ответ в виде размещения «Искандеров» в Калининградской области. Кажется, ни того ни другого, слава богу, в ближайшее время (по крайне мере до запланированного на конец 2009 г. саммита по безопасности в Европе) не произойдет.
Разумеется, бизнес-собщество ЕС и России не могло не напомнить своим лидерам о том, какие задачи стоят нынче перед Европой и миром в условиях мирового финансового кризиса. Участники проходившего в рамках саммита круглого стола промышленников ЕС и РФ призвали политических лидеров возродить атмосферу взаимного доверия, стимулировать укрепление деловых связей. Как подчеркнули в совместной статье в «Файнэншл таймс» от 14.11.2008 Анатолий Чубайс и Нильс Андерсен, "Бизнес-сообщество рассчитывает, что политики воплотят в жизнь идею общей интегрированной экономической зоны, которая объединит ЕС и Россию на основе общих правил".
Если соспоставить атмосферу и результат состоявшегося в Ницце саммита с состоянием отношений между Россией и Западом в августе-сентябре с.г., то, несомненно, сделан шаг вперед. Но если вернуться к предыдущим встречам на высшем уровне Россия-ЕС с начала 90-х гг. и сравнить повестку и содержание речей лидеров с тем, что было в Ницце, то окажется, что нынешний саммит это все-таки шаг назад или в лучшем случае топтание на месте.
Через несколько недель 2 декабря должны начаться консультации по подготовке договора о стратегическом партнерстве между Россией и ЕС, который призван заменить СПС. Хороший момент, чтобы наверстать упущенное и вновь двинуться вперед.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.