Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.11.2008 | Иван Преображенский
Дети путинского десятилетия перед лицом кризиса
Для значительной части населения Российской Федерации само слово кризис – не ново. Те, кому сейчас больше 30 лет прекрасно помнят и бескормицу 1990-1991 годов, и безденежье 1992 года, и, наконец, совсем недавний 1998 год и обвал курса рубля. А самые старые помнят и другие, более далекие кризисы, самый страшный из которых – Вторая мировая война. К бедам, которые им несет нынешний мировой экономический кризис, они готовятся в соответствии со своим прошлым опытом. Может быть, несколько смешно и не слишком разумно, с точки зрения более молодых. Чем старше люди, тем выше у них готовность закупать впрок соль, крупы, подсолнечное масло или другие товары первой необходимости. Те кто помоложе вспоминают, в основном, кризис 1998 года и переводят свои скромные накопления из падающего рубля в доллар, курс которого, правда, столь же нестабилен.
Но есть значительная группа населения, которая в принципе не имеет ни малейшего представления о том, что такое какой бы то ни было кризис, и с чем его едят. Это поколение, которое можно условно назвать детьми сытого «путинского десятилетия». Разумеется, речь не идет о тех, кому сегодня именно 10 или несколько больше лет. Скорее. это условная «молодежь» в возрасте до 27-30 лет. Хотя, разумеется, границу поколения определить трудно – многие люди в возрасте старше 30 лет сейчас столь же мало помнят о начале 1990-х годов и даже о дефолте 1998 года, как и 18-летние.
Это довольно значительная группа населения и, что интересно, она составляла последние несколько лет, особенно в крупных городах России, основу так сказать «класса потребления». Это офис-менеджеры среднего, а зачастую и высшего звена. Это менеджеры по продажам разного уровня, разнообразные «маркетологи» и «мерчендайзеры» и «эйчары». Это и значительная часть пресловутых «финансовых аналитиков», честно не ожидавших начала кризиса еще летом текущего года. Это брокеры, чья паника стала одной из причин такого значительного обвала российских бирж в последние месяцы. Иначе говоря, самые типичные представители российского «общества потребления», в массе своей стремящиеся в будничной жизни следовать его нехитрым законам. И большинство из них не имеют никакого опыта жизни в условиях кризисной ситуации.
Показательно, что еще в сентябре руководитель компании «Тройка-Диалог» отмечал, что в России к 2008 году практически не осталось биржевых брокеров, имевших опыт работы на падающем рынке, то есть тех, кто работал в этой сфере и в 1998 году. И тоже самое касается тех, кто занимается продажами товаров, строительством, маркетингом, рекламой и многим другим.
Учитывая возрастную дискриминацию, по-прежнему процветающую в России при приеме на работу, работодатели в последние годы сами создали ситуацию, когда их сотрудниками преимущественно оказались «перспективные» молодые люди. Все верили, судя по всему, что они настолько «перспективные», что наличие банального жизненного опыта будет только мешать им в работе. Забавно, что даже профессия «кризисного менеджера», столь востребованного сегодня, для России настолько новая, что опыта работы в условиях настоящего полномасштабного кризиса у них просто нет. Они в состоянии разве что вывести из состояния преднамеренного банкротства завод или, скажем, разваливающийся совхоз.
Так что «кризисно неустойчивое» занимает заметные, если не лидирующие роли в российском бизнесе. И, как следствие, бизнес от этого вряд ли выиграет. Не потому, что они глупее или менее опытны, чем их «старшие товарищи». Проблема в том, что они пока просто не понимают, что несет в себе слово «кризис». До сих пор именно эта часть общества остается двигателем торговли, продолжает активно посещать и увеселительные заведения, и делать вид, что ничего не происходит. Самые «памятливые» из них с трудом припоминают дефолт 1998 года, а точнее тот факт, что экономическая ситуация более-менее нормализовалась уже через год. В это они свято верят и сейчас. А в прогнозы о том, что кризис может длиться не год и даже не два они не то чтобы не верят – они просто не в состоянии их осознать, понять и принять.
Но уже весной, если верить большинству экономистов, кризис дойдет до каждого в России. И тогда немолодых людей, нервно покупающих доллары в обменнике, или бабушек, покупающих по 10 килограммов крупы, уже не будут называть «признаками паники» в обществе. Тогда-то и наступит настоящая паника, а точнее, к сожалению, паралич. Потому что «путинское десятилетие» приучило значительную часть молодежи к слишком «прямолинейной» логике. «Выкручиваться» они умеют преимущественно на экзамене, а построить карьеру они мечтают в крупной корпорации. Весь их небольшой жизненный опыт окажется обесцененным. И они будут, пожалуй, в не менее сложном положении, чем советский человек в 1992 году, оставшийся один на один с «диким рынком». И избежать этого, к сожалению, нельзя, поскольку нельзя заставить человека задуматься о том, во что он пока просто не верит.
Иван Преображенский - публицист
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.