Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

22.12.2008 | Светлана Самойлова

Непопулярный премьер?

19 декабря премьер-министр России Владимир Путин провел совещание в Набережных Челнах, посвященное проблемам преодоления кризиса предприятиями автопрома. На совещании Путин выступил с набором громких инициатив, среди которых – требование к чиновникам и компаниям формировать автопарк исключительно из авто, произведенных на территории России. Тем временем столь активная защита российского автопрома происходит на фоне стихийных акций протеста во Владивостоке, где главным объектом критики стали пошлины на иномарки (они повышаются с 12 января 2009 года).

Автопром оказался одной из самых пострадавших отраслей реального сектора во время кризиса. Конвейер был остановлен на ведущих производителях российских и иностранных марок. Учитывая социальную значимость автопрома, эта тема становится и политически актуальной.

Главной сенсацией совещания стало требование премьера к госструктурам, а также крупнейшим частным компаниям закупать автомобили, произведенные исключительно на территории России (как российские, так и иностранные марки). Путин отметил, что «бюджетные ресурсы, средства естественных монополий и, рассчитываю, крупнейших частных компаний должны пойти на закупку продукции отечественного производства». «Сегодня, когда наши производители вынуждены сокращать производство, считаю абсолютно недопустимым расходовать деньги на приобретение импортных машин. Подчеркну - имею в виду лишь так называемый прямой импорт». Он заявил, что сборочные предприятия иностранных автокомпаний в России могут рассчитывать на господдержку. «Разумеется, при условии полного выполнения требований по локализации производства», - уточнил он. Премьер предложил дополнительно выделить федеральным органам исполнительной власти в 2009 году 12,5 млрд рублей на закупку автомобилей. «Тем более что автопарк наших социальных отраслей, милиции, Минобороны, МЧС требует дальнейшего обновления», - сказал Путин.

Попытки пересадить чиновников на российские авто до сих предпринимались лишь однажды – вице-премьером Борисом Немцовым, тогда тесно связанным с руководством ГАЗа (в свое время он был губернатором Нижегородской области). Однако подобные попытки оказались полностью провальными. Тем не менее, данная тема всегда была популярной: в России чиновники всегда пользовались представительскими машинами самого высокого уровня, что является своего рода социальным раздражителем. Тем самым, кампания за пересаживание чиновников на отечественные авто всегда сохраняет свою социально-политическую актуальность.

Однако нынешняя кампания другая по своему характеру. Во-первых, речь идет не о пересаживании чиновников, а о стимулировании дополнительного спроса, формировании своего рода госзаказа на отечественные авто. Сразу отказываться от машин представительского класса никто не требует – речь идет о прекращении их новых закупок (хотя обращает на себя внимание расширение адресатов – к ним теперь относятся и крупнейшие частные компании, которые могут тем самым продемонстрировать свою лояльность власти). Во-вторых, понятие отечественных автомобилей существенно расширено. Развитие сборочных производств автомобилей иностранных марок на территории России (с условием высокого уровня локализации) давно является одной из ключевых задач российского правительства. И, несмотря на то, что отечественные производители всегда сопротивлялись такой политике, преодолеть ее автолоббистам не удавалось. Нынешнее заявление Путина говорит о том, что иностранным производителям на территории России предложено встать на один уровень поддержки с российскими автопроизводителями, но при условии их высокой степени локализации (что является одной из самых трудных тем). Но тем самым, Путина трудно обвинить в лоббировании интересов конкретных производителей. Более того, в данном случае, судя по всему, главной проблемой, которую решает правительство, является не столько поддержка производителя, сколько попытка не допустить негативных социальных последствий от остановки производств.

Среди конкретных рыночных мер – стимулирование спроса на автомобили со стороны населения. Для поддержки отечественного автопрома также принято решение о компенсации процентных ставок по кредитам на покупку отечественных автомобилей стоимостью до 350 тыс рублей. В данном случае речь идет уже скорее об исключительно российских марках. Кроме того, «государство поможет разместить облигации под госзаказ, и банкам, купившим их, будет открыт особый режим рефинансирования».Однако столь активная защита отечественного автопрома от импорта вызвала массовые акции протеста, прежде всего, в Приморье, где импорт связан не только с вопросами потребления, но и с развитием местного бизнеса. Во Владивостоке уже несколько выходных проходят акции против повышения с 12 января пошлин на иномарки. В минувшие дни эти акции были жестко подавлены, около 60 человек задержаны. Несмотря на это, Путин фактически дал понять, что подобная политика не только не будет пересмотрена, но и будет усилена. Еще однозначней высказался вице-премьер Игорь Сечин: «это жулики какие-то провоцируют,— заявил он «Коммерсанту».— Кучка людей насчитывается, которая в этом заинтересована и организует... Реальная проблема в другом: люди из отдаленных районов не могут по нормальной цене купить отечественную машину. Надо обеспечить этим людям доступ к нашим автомобилям». С резким осуждением протестующих выступили лидеры «Единой России» - как ориентированные на либеральный курс (представители клуба «4 ноября»), так и на сильную социальную политику (Андрей Исаев). Заметим, что акции протеста были почти полностью проигнорированы на центральных телеканалах. Тем временем, полностью игнорировать приморскую тему сторонники власти все-таки не могут: Валерий Фадеев заявил, что властям надо внимательнее отнестись к региональным проблемам и попытаться продумать меры по минимизации потерь для населения.

Такая ситуация в действительности может оказаться достаточно опасной. Приморье известно высоким уровнем протестной активности: там очень развита протестная инфраструктура, позволяющая быстро мобилизовывать население. Более того, в этом регионе есть большой опыт побед: акциями протеста Приморье уже добивалось отмены разного рода ведомственных актов, противоречащих интересам местного бизнеса. Кроме того, именно из-за протестов на Дальнем Востоке правительство никак не могло принять решение о запрете праворульных автомобилей. При этом компенсационные меры по смягчению социальной напряженности, предлагаемые Путиным, пока кажутся не очень эффективными. В частности, предлагается бесплатно завозить «Жигули» и другую продукцию отечественного автопрома.

Правительство будет полностью компенсировать РЖД стоимость перевозки на Дальний Восток произведенных в РФ новых автомобилей, заявил премьер. При этом в Приморье отечественные автомобили практически не конкурентоспособны (обнуление тарифов лишь незначительно снизит стоимость авто, что не является решающим фактором): там не развиты дилерские и сервисные центры, отсутствует разветвленная железнодорожная инфраструктура доставки. Все это может в ближайшее время значительно осложнить социальную ситуацию в данном регионе.

Поддержка российского автопрома станет одной из самых масштабных – всего на нее будет их бюджета затрачено около 70 млрд рублей (и около 60 млрд на гарантии по облигациям). При этом в отличие от поддержки других отраслей, эта тема является гораздо более противоречивой: во-первых, неизвестно, насколько удастся стимулировать достаточный спрос, способный запустить конвейеры. Во-вторых, данные меры не очень популярны у значительной части российского населения (помимо Приморья) – отечественные бренды все менее востребованы средними слоями, и меры по их поддержке воспринимаются скорее как препятствие к доступу к более комфортным иностранным маркам.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net