Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

06.01.2009 | Георгий Мирский

Восьмая арабо-израильская война

Итак, Израиль вновь воюет. Первая война была в 1948- 49 гг., вторая – в 1956 г., третья – в 1967, четвертая в 1973, пятая ( в Ливане ) – в 1982, шестая ( интифада ) в 2000 – 2003 гг., седьмая ( тоже в Ливане ) в 2006 г.Мало кто сомневался, что удары по Газе с воздуха перерастут в наземную операцию. Так и случилось. С точки зрения израильских лидеров было бы нелогично и нелепо бомбить Газу целую неделю, вызывая возмущение и протесты во всем мире, для того только, чтобы констатировать: а ракеты из Газы на израильские города все равно летят. Поскольку именно проблема ракет стала предлогом для начала всей операции, правительство может выйти из нее без потери лица (а следовательно, неминуемого поражения на февральских выборах) только если заявит народу: «все, эта проблема решена, жители городов на юге страны могут уже не бегать каждые полчаса в убежища».

Для чего вообще запускались эти неуправляемые ракеты, от которых гибло ничтожное число израильтян? Дело в том, что ХАМАС и другие более мелкие экстремистские группировки в Газе уже по определению должны были демонстрировать населению, что они продолжают борьбу, пока не прекратится израильская оккупация. Заключив четыре месяца тому назад перемирие, лидеры ХАМАС лишили себя возможности посылать в Израиль террористов – смертников – а это был их главный метод ведения войны - и у них не оставалось ничего другого, как забрасывать время от времени ракеты на парочку городов юга Израиля. Они как бы говорили своему народу: «наша борьба продолжается, мы не даем врагу жить спокойно, пусть евреи дрожат в своих убежищах». Но вот зачем, когда ХАМАС в середине декабря объявил, что прекращает перемирие, ракеты стали запускаться сотнями ежедневно? Ведь было абсолютно ясно, что тем самым Израилю дается наилучший предлог для военной акции. Создается впечатление, что ХАМАС шел на это сознательно, фактически приглашая израильтян: «идите, воюйте. Газа станет для вас могилой» (именно эти слова произнес на днях лидер ХАМАС Халед Машаль). Жертвы будут огромные, погибнет множество мирных жителей Газы, но это никогда не смущало исламистов. Зато резко возрастет авторитет, популярность организации, которая вообще может доминировать в палестинском обществе, только ведя войну, поддерживая свою репутацию бесстрашного бойца и мученика.

Израиль оправдал эти ожидания, начал военную операцию. Ее официальная цель – уничтожить все площадки запуска ракет, но на самом деле речь, видимо, идет о том, чтобы попытаться ликвидировать ХАМАС вообще. Ведь, победа ХАМАС на выборах два года тому назад была сюрпризом для Израиля, который совместно с американцами разработал схему урегулирования, согласно которой он действительно был готов разрешить создание Палестинского государства – правда, в урезанном виде, при сохранении за собой крупных блоков еврейских поселений на Западном Берегу, вблизи Иерусалима, причем проблема разделения Иерусалима и образования в его восточной части палестинской столицы могла бы быть как-то решена в компромиссном варианте. Альтернативного сценария у Израиля по большому счету нет, ведь нельзя бесконечно сохранять оккупацию, все время ведя войну с арабским населением. Данный план был разработан еще при Шароне, который именно ради этого и вывел войска из Газы, сделав широкий жест в сторону палестинцев. Израильское руководство полагало, что ему удастся с помощью США добиться согласия умеренного крыла палестинцев (ФАТХ во главе с Махмудом Аббасом ) на такой вариант. Но победа ХАМАС на выборах спутала все карты, а последовавшее за ней в 2007 г. изгнание ФАТХ из Газы и установление там единоличного господства ХАМАС еще более обострило ситуацию. Ничего не вышло из попыток создать на Западном Берегу, куда были направлены крупные финансовые средства, привлекательную альтернативу голодающей, то и дело подвергающейся израильской блокаде Газе. Не удалось и подорвать власть ХАМАС в Газе путем блокады, демонстрируя жителям, до чего довело их господство «непримиримых». Выйти из положения можно только силовым путем: смахнуть ХАМАС с политической доски и восстановить власть ФАТХ на обеих палестинских территориях.

Получится ли это? Большой вопрос. Скорее всего, еще раз подтвердится то, что стало ясным, уже когда после победы в «шестидневной войне» 1967 г. израильские власти встали на порочный путь создания еврейских поселений во всех концах оккупированной палестинской земли, а именно: неспособность или пренебрежительное нежелание понять психологию арабов. Даже разгром ХАМАС не будет означать, что уже навсегда покончено с этой организацией, за которой стоит значительный сегмент палестинского общества. Уйдя в подполье и ведя партизанскую войну, хамасовцы могут сохранить возможность то и дело забрасывать на израильские города уцелевшие ракеты, показывая палестинскому народу, что они живы и продолжают сражаться. В глазах многих палестинцев и других арабов они будут героями и мучениками; ведь само по себе в ы ж и в а н и е, пусть и в резко ослабленном виде – это уже победа. Саддам Хусейн уцелел после войны 1991 г, и хотя он был разгромлен, объявил исход войны как свою победу, и ему иракцы поверили – ведь его режим выжил, а это главное. Людские жертвы, разрушение экономики, бедствия народа – это не в счет, такова местная психология. То же самое может произойти и с ХАМАС. А привезти в Газу на израильских танках Махмуда Аббаса, которого уже сейчас многие палестинцы считают капитулянтом, если не предателем – предприятие сомнительное.

Кроме того, удастся ли уничтожить военную силу ХАМАС? Пока это неясно. Многие наблюдатели проводят параллели с войной Израиля против Хизбаллы в южном Ливане два с половиной года тому назад. Военная инфрастуктура Хизбаллы была почти разбита, но организация сохранилась, сейчас она входит в правительство и является наиболее мощной политической силой в Ливане. Правда, здесь есть существенная разница: Хизбалле было куда отступать – на север, глубже на территорию Ливана, и, кроме того, боевики постоянно получали оружие из Сирии и Ирана. Ничего этого нет у ХАМАС – за его спиной только Средиземное море, оружие и все необходимое можно получать лишь из Египта, который, наоборот, блокирует проходы, с трудом соглашается принимать из Газы раненых и задерживает на границе грузовики с грузами для населения сектора (в связи с чем в арабских странах с подачи Сирии и Ирана развернута беспрецедентная антиегипетская кампания). Разрушены две трети из тех 600 прорытых жителями туннелей, через которые в Газу из Египта ввозилось все, от сигарет до оружия.ХАМАС за последние три года основательно подготовился к войне, создал укрепленные районы, использовал опыт Хизбаллы. 25 тысяч его боевиков – это сильные и бесстрашные бойцы. Разумеется, подготовились и израильтяне, они даже построили у себя точную модель города Газа и натренировали спецназ для уличных боев. Впрочем, именно этого они стараются избежать, дабы не нести больших людских потерь, как во время ливанской операции, когда израильское общество было шокировано, узнав о гибели сотен солдат – ведь в Израиле крайне тяжело переживают потерю каждого военнослужащего. Но как можно обойтись без того, чтобы не войти в город Газу (сейчас уже практически окруженный) и в лагеря беженцев? Ведь именно там и находятся основные силы боевиков, которые, судя по всему, не приняли бой с израильской армией на открытой местности, а укрылись как раз там, где можно среди узеньких улочек вести изнурительную войну. Там же расположены и установки для запуска ракет, ликвидация которых объявлена главной целью операции. Хочешь не хочешь, а придется воевать в густонаселенных местах, там, где плотность населения составляет 6 человек на один квадратный метр. Ведь две трети населения сектора Газа – это беженцы, потомки тех, кто устремился на этот клочок земли еще в 1948 году из других районов Палестины, где шла война. Тогда в Газе жило 60 тыс. человек, теперь– полтора миллиона. Из-за ведущейся сейчас израильской операции жители лагерей и самого города Газа оказались в катастрофическом положении, не хватает воды и медикаментов. Для обеспечения всем необходимым сектор Газа нуждается в том, чтобы в него прибывали 400 грузовиков в день, а сейчас об этом нечего и думать, хотя некоторое количество грузовиков Израиль туда направлял, когда шли только обстрелы с воздуха; как с этим обстоит дело сейчас – неизвестно.

Бои в городе Газа и в лагерях беженцев неизбежно приведут к резкому возрастанию числа жертв среди гражданского населения, и соответственно – к росту протестов во всем мире. ООН пытается что-то сделать, но США блокируют любую резолюцию, в которой осуждается только Израиль. В очередной раз продемонстрирована беспомощность международной организации в наиболее критических ситуациях. Могут ли что – либо сделать Саркози и другие государственные деятели и дипломаты, устремившиеся сейчас на место событий? Вряд ли им удастся отговорить Израиль от продолжения операции вплоть до того момента, когда министр обороны Эхуд Барак (а ведь это – «его война») не объявит о том, что угроза ракетного обстрела израильских городов ликвидирована. А для этого нужно время, если вообще можно добиться такого результата. Пока – что в морально – политическом выигрыше находятся Иран и арабские радикалы, проклинающие Лигу Арабских государств и мировое сообщество за неспособность прекратить кровопролитие.

Георгий Мирский - доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net