Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

15.01.2009

Отдаст ли Украина свою газотранспортную систему или потеряет ее?

Руководство России и «Газпрома» на днях вновь предложило взять в аренду газотранспортную систему (ГТС) Украины. Теоретически это может помочь преодолеть синдром «газовых войн» между странами, но существует ряд препятствий – правовых, психологических и собственно политических – для такого шага. Однако ситуация с транзитом газа затягивается, отопительный сезон на Украине еще не на исходе, так что, наверняка, все это усилит «градус» торгов между сторонами. Так все же в итоге, решится ли руководство Украины на продажу или сдачу в аренду ГТС страны в обмен на заключение договора о поставках газа и почему? Об этом в интервью сайту «Политком.ру» украинские и российские эксперты.

Дмитрий Выдрин, руководитель Европейского института интеграции и развития (Киев):

- Я думаю, что это политически невозможно, поскольку в свое время Юлия Тимошенко «продавила» через парламент решение, которое запрещает на уровне законодательства сдачу в аренду, я уже не говорю о других формах совместного использования ГТС. Это решение закрывает возможности для любых форм сотрудничества по поводу совместной эксплуатации, аренды, совместного ремонта, совершенствования и т.д. Поэтому такое решение не может быть принято ни президентом, ни премьером, но только парламентом. Так что, в ближайшем будущем нет механизма, чтобы реализовать названный Вами сценарий, поскольку в парламенте нет большинства ни у одной силы, есть блуждающий центр принятия решений, и поскольку парламент находится в стадии полуроспуска (думаю, что в ближайшее время он самораспустится).

Если Виктор Янукович поднимет тему разрешения продажи или сдачи в аренду ГТС, то его тут же представят как «руку Москвы», «пятую колонну», врага и т.п., и он потеряет все шансы на парламентских выборах и, тем более, на президентских. К тому же, Янукович не сможет собрать необходимое количество голосов для «продавливания» этого решения. Думаю, что ситуация может измениться, если хорошо поработает парламентская комиссия, которую возглавила известный политик и юрист Инна Богословская. Возможно, она с помощью этой комиссии объяснит стране реальное состояние дел с ГТС, поскольку страна живет мифами: никто не знает, в какой сейчас ситуации находится ГТС, когда она в последний раз ремонтировалась, каковы утечки газа в атмосферу через газораспределительные станции, которые много лет не ремонтировались. Если комиссия даст объективную оценку ситуации, то, возможно, тогда общественное мнение повернется в другую сторону. Но при существующих мифологемах невозможен ни один из вышеназванных сценариев.

Евгений Минченко, генеральный директор Института Украины (Москва):

- Такой повестки дня у них нет. Нынешнее руководство Украины однозначно на это не пойдет. Учитывая законодательные ограничения, необходимого количества голосов в парламенте на возможность продажи или передачи в аренду ГТС не будет. Поэтому эта возможность не рассматривается.

Ющенко сейчас играет в игру «переход на европейскую цену», под которой он понимает цену в $302-$350 в первом квартале и порядка $160 в конце года, а также рыночную цену на транзит где-нибудь в районе $5. Это то, за что воюет Ющенко. Но воюя за это, он может сделать так, что ГТС Украины вообще уже никому не будет нужна. Первое: по технологическим возможностям подъема газа из газохранилищ максимум, который можно поднимать – это 135 млн. кубометров в сутки. Они сейчас поднимают порядка 200 млн.! То есть работают в недопустимых технологических режимах, на которые подземные хранилища не рассчитаны. Соответственно, велика вероятность того, что украинским подземным газохранилищам будет нанесен очень серьезный ущерб. Второе: в трубе по регламенту для того, чтобы обеспечивать прокачку газа, должно быть не менее 1 млрд. кубов газа. Сейчас из трубы уже выбрали порядка 140 млн., то есть где-то 14%. По оценкам экспертов, если выберут из трубы до 20% технологического газа, то система начнет просто разваливаться на куски, то есть она дезинтегрируется: где-то начнут возникать пробки и т.д. По состоянию на вечер среды они получили от России порядка 22 млн. кубов газа. Собственно, Россия и остановила закачку газа, когда поняла, что никто транзитировать его не собирается, а просто восполняет то, что было украдено из трубы, то есть технологический газ.

Более того, по оценкам экспертов, сейчас идут недопустимые методы добычи газа из трубы, то есть расширяют диаметр скважин. В итоге, это будет разрушать и сами скважины, и ресурсную базу скважин, то есть из них в будущем очень тяжело будет получать газ: его будет получаться меньше. По сути дела, сейчас украинское руководство в рамках этой «войны» уничтожает собственную ГТС, систему подземных хранилищ и систему скважин для того, чтобы добиться политической победы, показать, что «мы победили злобного северного соседа» и т.д. Предсказать сейчас последствия, что сейчас творит «оранжевое» руководство страны с ГТС, невозможно, так как непонятна ее стоимость. Возникает вопрос: а кому ГТС после всего этого нужна, после того, как ее сейчас «насилуют»?

Сама ГТС пока не разрушится. По-видимому, она начнет рушиться через некоторое время, то есть они надеются, что Россия будет вынуждена без каких-либо гарантий пустить газ в трубу, они, соответственно, опять будут изымать газ, а второй раз Россия уже заслонку не перекроет. Для них главное – дождаться марта, то есть конца отопительного сезона и там уже долго и упорно торговаться по цене.

Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:

- Я думаю, что это невозможно в нынешней ситуации. Это будет рассматриваться как политическое поражение любого человека при власти, который решится на такой ход. Тем более что представлено это сейчас так, как будто это ультимативное требование «Газпрома». Ему нужно было просто подождать, потому что до президентских выборов никто на это не решится. Какие-то компромиссные решения можно рассматривать только после президентских выборов, когда сменится власть.

Сейчас есть закон, запрещающий даже сдачу ГТС в аренду. Но что такое закон? Если есть большинство в парламенте, то завтра этого закона уже не будет. В принципе в парламенте, я думаю, нашлось бы большинство для варианта передачи в аренду: Партия регионов и коммунисты проголосовали бы. Я думаю, что и Блок Литвина проголосовал бы. Может быть, не хватило бы нескольких голосов, которые должна была бы дать Тимошенко, но в сложившейся ситуации я в это не верю. Они боятся предъявления обвинений в измене Родине. Хотя это, конечно, полный бред, но так устроена украинская политика.

Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности (Москва):

- Это очень сложно прогнозировать, потому что долгие годы Украина говорила, что ГТС является национальным достоянием страны, но в нынешней ситуации все несколько меняется. Сейчас устанавливается идея газотранспортного консорциума. Я думаю, там первые роли будут у европейских компаний. Европейский Союз может занять очень жесткую позицию в нынешней ситуации и уже в ультимативной форме потребовать передачи хотя бы части этой системы, потому что иного выхода, кроме как передачи ГТС европейским компаниям, в этой ситуации просто нет, иначе, действительно, по-прежнему транзит газа будет очень сильно зависеть от политической конъюнктуры на Украине.

Конечно, России все не отдадут, но идея о вхождении российских компаний в акционерный капитал украинской ГТС – вполне логичный выход.

Беседовал Олег Горбунов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net