Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
06.02.2009 | Татьяна Становая
Околопартийная реформа
Сегодня президент РФ Дмитрий Медведев наконец внес на рассмотрение депутатов Госдумы законопроект о поэтапном снижении обязательной для регистрации партий численности их членов. Законопроект оказался более консервативным, чем ожидалось: изначально считалось, что минимальная численность достигнет 30 тыс. В новом законопроекте предусмотрено поэтапное снижение до 40 тыс. к 2012 году. Сегодня президент также внес законопроект, который вводит принцип обязательной ротации кадров в политических партиях. И этот законопроект оказался гораздо более мягким, чем представлялось.
Политическая реформа была объявлена президентом Дмитрием Медведевым в его ежегодном послании Федеральному собранию в ноябре прошлого года. Интересно, но процесс принятия поправок в российское законодательство позволяет говорить о тенденции: поправки, ужесточающие режим, принимались в первую очередь, в то время как поправки либерального характера принимаются в последнюю очередь, после трудной дискуссии и максимально ослабленные. Так, буквально в пожарном режиме парламент одобрил увеличение сроков президентства и полномочий депутатов Госдумы. Отменен избирательный залог и одобрены меры, де-факто укрепляющие положение партии власти (участие в назначении губернаторов, возможность влиять на партийный состав верхней палаты парламента), хотя институционально эти нормы можно назвать и демократизацией.
Поправки первого типа, судя по всему, продумывались и планировались еще в период президентства Владимира Путина: доверить их реализацию преемнику с более либеральным имиджем было логичней и политически выигрышней. Поправки второго типа, действительно демократизаторские предложения, в данном случае, видимо имели сопроводительную и имиджевую роль – реально они не меняют характер режима, но сигнализируют о том, что дальнейшей авторизации не планируется, а курс на сохранение пусть и управляемой демократии сохраняется. Однако такая «вторичность» значительно затруднила их быстрое принятие и затянула сроки прохождения через парламент. Роме того, стало ясно, что поправки вносятся в парламент в максимально смягченном виде.
Так, в первую очередь речь идет о снижении минимальной численности политической партии для регистрации. Напомним, что произошедшее в последние годы значительное повышение требований к регистрации партий стало практически непреодолимым препятствием (на ряду и с другими) для малых оппозиционных партий. Ужесточение партийного законодательства рассматривалось как меры Кремля, направленные на снижение межпартийной конкуренции и недопущение внесистемной оппозиции к легальной политической жизни. Медведев в своем послании заявил, что минимальная численность для регистрации партий должна быть снижена и это было решение «против течения». По данным СМИ, в Кремле вопрос о достаточном уровне снижения вызвал много споров, а предложения по снижению значительно разнились: от 30 до 45 тыс. членов. Видимо на момент озвучивания послания компромисса между теми, кто наставал на более существенном смягчении, и консерваторами найден не был. Законопроект, внесенный в Госдуму, предусматривает снижение минимальной численности с нынешних с 50 тысяч сначала до 45, а затем до 40 тысяч. Снижение до 30-35 тыс. возможно лишь через несколько лет, о чем заявил 28 января замглавы президентской администрации Владислав Сурков.
Гораздо более мягким оказался и законопроект, обязывающий партии проводить ротацию руководства. Вообще эта инициатива изначально была малопонятной и спорной. Не было ясно, каким образом, закон может обязать партии реально менять свое руководство и насколько можно обеспечить жестко избирательное применение закона так, чтобы он минимально касался, например, партии власти, но был действенным против, например, КПРФ. Глава комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин ранее пояснил, что норма, касающаяся обязательной ротации партийного руководства, подразумевает, что «один человек не имеет право исполнять обязанности руководителя коллегиального, постоянно действующего органа партии или ее регионального отделения более двух сроков подряд».
Однако, уточнил Плигин, «традиционным для правовой системы любой страны является то, что законы не имеют обратной силы». Таким образом, данная инициатива не затронет нынешних руководителей партийных сил. Кроме того, как стало известно «Ведомостям», в новой редакции законопроекта не будет требования о «двух сроках подряд» (как это было в послании президента). В закон «О политических партиях» будет внесен пункт, что партии должны предусмотреть в своих уставах ротацию как таковую — для руководителей центральных и региональных коллегиальных постоянно действующих органов партии. А каким образом ротировать — партийцы должны решать сами. «Государство имеет право устанавливать общие правила жизни, но вмешиваться во внутрипартийную жизнь не намерено. Это общие правила игры», — объяснил газете источник в администрации президента.
Институционально данный законопроект действительно способен оказать позитивное влияние на развитие политических партий, снизив роль лидеров. Одновременно законопроект дает и Кремлю больше возможностей вмешиваться и так или иначе косвенно влиять на внутрипартийную борьбу, прежде всего, в КПРФ. В любом случае партийная реформа оказывается скорее косметической.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.