Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

18.02.2009

Сергей Михеев: «Выдача кредитов Россией бессмысленна без политической лояльности»

Россия начала активно спонсировать дружественные (и не только) страны: Кубу, Белоруссию, Приднестровье, Киргизию и Армению. Обсуждается вопрос выделения кредита Украине. На фоне глобального экономического кризиса и серьезных его последствий для России это вызывает много вопросов. Сможет ли наша страна выиграть от этого кризиса? Есть ли еще шанс у постсоветской интеграции? Сможет ли рубль стать региональной валютой? Стоит ли нам ожидать серьезной конкуренции на постсоветском пространстве от Ирана и Китая? На эти и другие вопросы отвечает Сергей Михеев, вице-президент Центра политических технологий, руководитель Департамента СНГ.

- Дает ли глобальный кризис шанс России потеснить Китай, США и Евросоюз на постсоветском пространстве?

- Все будет зависеть от «глубины» кризиса: если он продлится не больше года, как считают некоторые оптимисты, то серьезных дивидендов получить мы не успеем. Если кризис будет более «глубоким», а политика России – более грамотной, то все может получиться по-другому.

В этот период можно растерять все, что есть, а можно – укрепить то, что имеется. Шансы 50 на 50: или кризис покажет, что постсоветская интеграция абсолютно бесполезна и бессмысленна, или он выявит явные преимущества интеграции. Такие преимущества есть. Вопрос в том, как их актуализировать.

- Какой должна быть более грамотная политика России?

- Взвешенной стратегии в отношении постсоветского пространства у России пока нет. Есть постоянная оглядка на Запад и резкие перемены в отношении к отдельным странам.Более грамотной является политика, которая однозначно ставит приоритетом внешней политики России отношения с постсоветскими государствами. Россия должна обеспечить себе пояс лояльных стран. Все условия для этого на постсоветском пространстве есть. Пока, со времени распада СССР, мы с этой задачей справлялись плохо. Причина в том, что вначале делегировали соответствующие отношения Западу, рассчитывая на то, что уступки ему автоматически решат наши проблемы на постсоветском пространстве. А теперь мы пришли к необходимости выработки более продуманной стратегии. С одной стороны, не имеет смысла бездумная раздача помощи, как это делали в отношении Украины в 1990-х гг., продавая ей газ по льготным ценам (то есть фактически покупая ее элиту) в расчете на то, что Украина будет лояльна России. Но с другой стороны, не имеет смысла такой подход, когда все сводится к подсчету прибыли от конкретных внешнеполитических акций.

- Выдача кредитов может усилить экономическую интеграцию на постсоветском пространстве?

- Несомненно, выдача кредитов является одним из способов укрепления отношений с постсоветскими странами, но только этим ограничиваться нельзя.

Одна из главных проблем российской элиты и всех остальных постсоветских элит в абсолютизации экономических рычагов. Считают, что достаточно в нужное время дать нужное количество денег, и все вопросы стратегии и тактики будут решены. Кредиты – это механизм, поддерживающий политическую и идеологическую составляющую. У нас нет гармоничного комплекса воздействия на страны. Мы везде и во всем ставим на экономические инструменты. Пример той же Украины: мы занимаемся раздачей денег, абсолютно не заботясь о политическом и идеологическом контексте. Надо было создавать лояльные России политические элиты из людей, искренне симпатизирующих России. До сих пор на Украине масса таких людей.

- В контексте кризиса, наверняка, можно заработать в первую очередь экономические дивиденды. На чем еще можно сыграть кроме кредитов?

- Сами по себе кредиты особо много экономических дивидендов не приносят. Я уверен, что большая часть кредитов будет в итоге списана.

На мой взгляд, позиция Кремля - что в нашей политике нет ни грамма экономики и наоборот - ущербна и навязана Западом. Он постоянно кидает нам различные претензии в том, что экономические инструменты являются средством политического давления и, мы тут же прижимаемся к стенке и начинаем это опровергать.

Нет экономики без политики и политики без экономики! Это прекрасно понимают и в США и в Европе, а нас просто «разводят» на риторику и демагогию.

Различные экономические выгоды бессмысленны без политической лояльности. На мой взгляд, при оказании экономической помощи всегда – явно или неявно – должно ставиться условие – политическая лояльность. Смысл кредитов – в их конвертации в «политический капитал». Иначе эти страны перезаймут у МВФ и отдадут нам эти деньги. Совместные экономические проекты без «политического обеспечения» также бессмысленны. Могут поступить как на Украине: реприватизировать и отобрать предприятия у очередного российского олигарха – и все!

Необходимо ставить условие: конкретные политические решения в обмен на экономическую помощь.

- Можно ли ожидать, что в результате кризиса начнется более активное противоборство России и Китая в Средней Азии? Ведь Китай неплохо встретил кризис.

- Пока таких признаков я не вижу. Кстати, китайские инвестиции в страны Средней Азии – это пример, когда деньги не решают всего. Я достаточно много работал в Средней Азии. Там действительно нужны деньги. Но при этом и у элит, и у населения существуют достаточно серьезные опасения по поводу возможности китайской экспансии. Стоит вспомнить, что Казахстан и Киргизия в свое время вошли – причем добровольно! – в состав Российской империи именно потому, что им грозила экспансия и ассимиляция со стороны Китая. Это просто уничтожило бы эти народы!

Одни только деньги Китая не помогут ему там. Российским политикам нужно это использовать.

То же самое касается и модели экспансии Ирана на постсоветском пространстве. В Средней Азии понимают, что такое Иран, и что начнется, если он будет навязывать свои условия. Большинство среднеазиатских элит – светские по содержанию.

Я глубоко убежден, что интеграция на постсоветском пространстве имеет под собой объективные основания. И кризис мог бы снова выявить ее преимущества. Территории бывшей Российской империи и Советского Союза были собраны не по произволу московских царей и перебургских императоров. Для этого были серьезные экономические и политические основания: потребность в безопасности, в частности. Российская модель интеграции была более приемлема для многих территорий и народов, чем китайская для Средней Азии, европейская для Украины или иранская и турецкая для южных территорий.

- Жизнеспособна ли еще идея о рубле как региональной резервной валюте?

- Конечно. Чем больше углубляется кризис, тем больше новостей приходит из разных стран о том, что они в принципе могли бы войти в рублевую зону или, по крайней мере, осуществлять по ряду товаров расчеты в рублях. Последние такие новости приходят из Армении.

Чем дольше продлевается кризис, тем больше политики и экономисты в разных странах понимают, что это не просто цикличное явление, описанное в работах экономистов-классиков, это и кризис доллара. Казахстан предложил переход от общей долларовой экономики мира к ряду региональных экономик (и валют) и, возможно, с последующим переходом к единой мировой валюте. Хотя не факт, что Казахстан готов согласиться на то, чтобы региональной валютой на постсоветском пространстве был рубль. Но именно рубль – наиболее явный претендент здесь на статус региональной валюты.

Беседовал Олег Горбунов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net