Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
02.03.2009 | Татьяна Становая
Медведев сбалансировал правоохранительные органы
25 февраля прошло заседание расширенной коллегии Генеральной прокуратуры, на которой выступили президент России Дмитрий Медведев, Генеральный прокурор Юрий Чайка, а также глава Следственного комитета (СКП) Александр Бастрыкин. Заявления Чайки и Бастрыкина показали, что противостояние двух структур сохраняется на высоком уровне.
Выступление Юрия Чайки отличалось достаточно жесткой критикой в адрес СКП. Так, по словам Чайки, прокуроры были вынуждены оказывать следователям всевозможную помощь. «Достаточно сказать, что в течение этого времени они [прокуроры] более 18-ти тысяч раз выезжали на место преступления для оказания помощи и координации действий [следователей], почти тысячу – когда следователь комитета в силу разных причин не мог прибыть — вместе с дознавателями МВД для осмотра места происшествия и закрепления доказательств по преступлениям прокурорской подследственности», - заявил Чайка, фактически обвиняя сотрудников СКП в некомпетентности. Он также указал на чрезмерное увеличение штатов следователей, что, однако, по его словам, не привело к повышению качества их работы. «Прокурорами выявлено почти 30 тысяч нарушений закона в ходе следствия, на треть увеличилось количество постановлений о возбуждении уголовных дел, признанных незаконными и отмененных прокурорами. По их требованию отменено более 67 тысяч постановлений следователей об отказе в возбуждении уголовных дел, выявлено и поставлено на учет 1764 преступления прокурорской подследственности, в т.ч. 227 убийств… Незаконно привлекался к ответственности 1891 человек. Каждый третий из них содержался под стражей», - заявил Чайка. «Более того, расследовалось значительное количество уголовных дел, подследственных другим следственным органам и органам дознания. Я запрещаю прокурорам передавать в Следственный комитет такие дела без наличия исключительных обстоятельств», - подчеркнул генпрокурор.
Выступление Александра Бастрыкина носило более амбициозный характер: он высказался не только по политически значимым вопросам, но и выступил с рядом инициатив. Он заявил, что СКП полностью подтвердил факт геноцида Грузии в отношении осетинского народа. Бастрыкин также выступил с предложением в исключительных случаях менять территориальную подсудность по уголовным делам, в первую очередь экстремистского и террористического характера (это касается, прежде всего, республик Северного Кавказа, где крайне сложно сформировать незаинтересованную коллегию присяжных). Другое предложение Бастрыкина касалось ужесточения надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы за совершение преступлений против детей и несовершеннолетних. «К таким лицам должно применяться наказание, исключительно связанное с лишением свободы, а условно-досрочное освобождение к ним не применять» - отметил он. Наконец, вслед за Чайкой он предложил расширить полномочия уже СКП, предоставив следователям право запрашивать материалы оперативно-розыскной деятельности по расследуемым им делам.
Однако особенно сильно трения Генпрокуратуры и СКП проявились в оценке решения вердикта суда присяжных по «делу Политковской». Напомним, что суд присяжных признал всех обвиняемых невиновными. Александр Бастрыкин осторожно намекнул на то, что ответственность за такой вердикт лежит на обвинителях (функция прокуратуры), которые не сумели убедить в своей правоте присяжных. «Всем нам, видимо, надо перестраивать свой подход к работе по таким делам, более умело и профессионально закреплять и использовать собранные по делу доказательства. Логически правильно выстраивать схему их исследования и представления в суде, своевременно и принципиально реагировать на допускаемые процессуальные нарушения со стороны защиты», - заявил Бастрыкин, при этом, подчеркнув, что следствие собрало все доказательства вины подозреваемых. В ответ на это Юрий Чайка заявил, что СКП следует устранить «недостатки следствия». Генпрокурор также высоко оценил работу обвинителей. «Нет необходимости менять обвинителей, они действовали принципиально и высокопрофессионально», - заявил он.
На фоне такого противостояния позиция президента выглядит достаточно сбалансированной. Так, с одной стороны, Медведев поддерживает ряд инициатив, направленных на расширение полномочий прокуратуры. Госдума рассматривает законопроект, который вернул бы прокурорам право возбуждать и вести уголовные дела против лиц, обладающих особым правовым статусом, среди которых депутаты, сенаторы и судьи. Законодательная инициатива принадлежит Верховному суду России, который в данном случае выступил на стороне прокуроров. Другой законопроект уже внесен самим президентом: он предусматривает расширение права прокуроров обращаться в суды с заявлениями в защиту социальных прав граждан.Однако, что более важно, Генпрокуратура становится главным органом власти, отвечающим за успешность антикоррупционной политики, принципиально важной для Медведева. Прокуратура тут должна сыграть особую роль, в частности, принимая и самое активное участие в экспертизе законопроектов. Медведев напомнил, что в соответствии со ст.5 закона «О противодействии коррупции» прокуратура координирует деятельность всех правоохранительных органов в борьбе с коррупцией. Тем самым, глава государства подчеркнул особое место прокуратуры. Кроме того, значимость эффективной работы прокуратуры, по словам президента, особенно возрастает в условиях кризиса: ей предстоит уделять повышенное внимание надзору за соблюдением трудового законодательства, а также контролю и надзору за расходованием бюджетных средств.
В то же время поддержку получил и Бастрыкин: президент поддержал его инициативу относительно возможности изменения территориальной подсудности уголовных дел.
Сбалансированность позиции Медведева проявилась и в том, что он призвал и следователей, и прокуроров учиться работать с судом присяжных, тем самым, разделив ответственность за вердикт по «делу Политковской» между двумя ведомствами. При этом Медведев заступился и за сам суд присяжных. «Пора уже научиться это делать, а не рассуждать о том, как хорошо было в условиях, когда этот правовой институт отсутствовал, или утверждать, что там масса людей, которые получили деньги за вынесение оправдательного приговора», - подчеркнул Медведев. «Это отдельное искусство, правовое искусство. Надо этим заниматься», - добавил он. Это заявление приобретает особую значимость и на фоне недавно прозвучавшего высказывания главы КС России Валерия Зорькина. По его словам, «должны пройти годы, чтобы мы воспитали в себе надлежащую правовую культуру, которая бы позволила этому правовому институту функционировать так, как это предполагается в Конституции». «Присяжные - это демократично и хорошо, но надо учесть, что на их эмоции, настроение воздействует то, как скажет перед ними представитель той или иной стороны», - сказал Зорькин. К присяжным скептически относятся и многие другие чиновники, в том числе «силовики». В этих условиях позиция Медведева, взявшего суд присяжных под защиту, приобретает особое значение.
Напряженность между Генпрокуратурой и СКП сохраняется, и оба ведомства ищут свои собственные пути для самоутверждения в глазах президента. Юрий Чайка претендует на особую роль в реализации политически значимых начинаний Медведева, а Бастрыкин претендует на исключительность в расследовании громких дел. Президент, в свою очередь, не спешит выступать на стороне одного из ведомств, поддерживая наиболее рациональные, с его точки зрения, предложения обеих структур и при этом продвигает собственную программу даже в тех случаях, когда она расходится с «корпоративной» точкой зрения (как это произошло с судом присяжных).
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.