Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.03.2009 | Сергей Маркедонов
Триумф азербайджанской «суверенной демократии»
18 марта 2009 года начался новый этап политической истории постсоветского Азербайджана. В этот день прошел референдум, на который была вынесена 41 поправка к 29 статьям Основного закона страны. Процедура голосования была такова. В своеобразном вопроснике было 29 пунктов (по количеству изменяемых статей, а не по числу поправок). Избиратели должны были высказать свое мнение по каждому из 29 вопросов. При явке в 71,09% подавляющее большинство населения (от числа пришедших на участки) выразило поддержку конституционным новеллам. Заметим, что накануне голосования власть очень грамотно использовала административный ресурс. На первый взгляд это использование не было связано непосредственно с выборами. Однако его влияние на умонастроения трудно переоценить (особенно, если учесть доминирование «царистских настроений» в этой части бывшего СССР).
17 марта 2009 года парламент (Милли Меджлис) Азербайджана принял Акт амнистии, представленный в порядке законодательной инициативы (внимание!) депутатом Мехрибан Алиевой (супругой действующего президента). Власть, которая изначально планировала через референдум увеличить себе полномочия, показала обществу: мы - за справедливость и «милость к падшим». В обществах с укорененными патерналистскими настроениями такой месседж был позитивно воспринят. Но дело не только в ценностях. Дело еще и в справедливости судебных решений, проведенного следствия, правилах отбытия наказания, которые везде в СНГ далеки от европейских стандартов. А потому освобождение людей (среди которых, есть подозрение, далеко не все «закоренелые преступники», а многие просто «стрелочники») призвано показать внимание власти к подданным. Нынешняя амнистия охватывает 12 % заключенных (среди только женщин заключенных этот процент равен 60). Таким образом грамотный пиар накануне всенародного голосования стал завершающим аккордом в композиции под названием «Изменение Конституции».
Напомним, что до сих пор политико-правовая система Азербайджанской Республики строилась на основе Конституции, принятой также не референдуме 12 ноября 1995 года. Этот Основной закон- первый в истории азербайджанского национального государства отличие от соседней Грузии (в которой первая Конституция была принята в 1921 году). Оба эти государства Южного Кавказа (в отличие от Армении) провозглашали правопреемственность с первыми независимыми национальными республиками (возникшими в мае 1918 года). В течение двадцати трех месяцев своего существования Азербайджанская Демократическая Республика не успела принять Конституцию. В 1920 году на территорию Азербайджана пришла советская власть и уже она утверждала конституционные основы его существования сначала под патронатом РСФСР, а затем уже составе Союза ССР. Первая Конституция социалистического Азербайджана была принята 19 мая 1921 года. Затем после образования в декабре 1922 года СССР республиканская Конституция была «приведена в соответствие» с новыми реалиями. Это произошло в марте 1925 года.
Последней Конституцией союзной республики был Основной закон 21 апреля 1978 года, в котором Нагорный Карабах провозглашался автономной областью в составе Азербайджанской ССР, а Нахичевань в качестве автономной республики. Но с началом распада СССР возникла правовая коллизия- Азербайджан провозглашал правопреемственность не с Азербайджанской ССР, а с Азербайджанской Демократической республикой (АДР), у которой не было своей Конституции (где было бы записано и положение о Карабахе и вообще все, что необходимо для обретения независимой государственности). Этой правовой коллизией (среди прочего) воспользовались и лидеры армянского национального движения Карабаха, провозгласив свою государственность.
Как бы то ни было, 12 ноября 1995 года у Азербайджана появился свой Основной закон. В его преамбуле было записано, что «Народ Азербайджана, продолжая многовековые традиции своей государственности», заявляет о своих намерениях «защищать Азербайджанскую республику, гарантировать демократический строй, достичь утверждения гражданского общества и жить в условиях дружбы, мира и безопасности с другими народами».
Спустя чуть меньше 14 лет к Конституции Азербайджана были предложены важные поправки, серьезно меняющие политический ландшафт этого государства. Во-первых, самой главной поправкой можно считать изменение редакции Статьи 101 (глава 6 «Исполнительная власть»). До вынесения поправок на референдум пункт 5 настоящей статьи гласил: «Никто не может быть избран Президентом Азербайджанской Республики повторно свыше двух раз». Конституционная новелла предполагает возможность избрания президента более двух раз. Таким образом, нынешний глава государства получает возможность находиться на высшем должностном посту неограниченное количество раз. Эту поправку поддержали 92, 17 % избирателей.
Важная поправка, также работающая на усиление президентских полномочий, касается возможных отсрочек выборов главы государства в случае военных действий. Ранее Статьи 111-112 описывали механизмы введения военного положения и применения ЧП. Статья 111 гласила «При фактической оккупации определенной части территории Азербайджанской Республики, объявлении иностранным государством или же иностранными государствами войны Азербайджанской Республике, возникновении реальной опасности вооруженного нападения на Азербайджанскую Республику, блокаде территории Азербайджанской Республики, а также при наличии реальной угрозы такой блокады Президент Азербайджанской Республики объявляет на всей территории Азербайджанской Республики или в отдельных ее местностях военное положение и в течение 24 часов вносит принятый им соответствующий указ на утверждение Милли Меджлиса Азербайджанской Республики». Схожие процедуры предполагала и Статья 112 (только в отношении ЧП). Сегодня после референдума в случае военных действий президент может перенести выборы на то время, пока противостояние не закончится. Аналогичная поправка, кстати сказать, распространяется и на парламент, выборы в который также можно переносить в условиях военных действий. Принимая во внимание неразрешенный конфликт в Нагорном Карабахе, такая поправка видится, как потенциально опасная не только для внутренней политики, но и для безопасности всего Южного Кавказа. Сегодня Азербайджан не имеет еще абсолютного военного превосходства для реванша в Карабахе. Но если завтра таковое появится, не приведет ли это к эскалации насилия, тем паче, что ни исполнительная, ни законодательная власть не будут, строго говоря, отчитываться перед избирателями в своих действиях. Конституция дает им право перенести выборы до полной победы (в случае поражения будут задействованы уже другие силы, не имеющие касательства к власти Азербайджана).
Поправки в Конституцию 1995 года касаются также таких норм, как регулирование детского труда (запрещается прием лиц младше 15 лет), запрет на ведение аудио и видеозаписей против воли того, кого собираются снимать. Важный пункт- регулирование деятельности органов местного самоуправления (муниципалитетов). В Основном законе республики эти вопросы рассматриваются в Главе 9 «Муниципалитеты». Ранее в Статье 146 «Гарантия независимости муниципалитетов» были отражены взятые из европейских правовых источников нормы, в частности «Гарантируются судебная защита муниципалитетов, возмещение дополнительных расходов, возникших в результате решений государственных органов». Конституционные новеллы включили в эту статью ряд важных дополнений. Во-первых, независимость муниципалитетов не должна «наносить ущерб суверенитету азербайджанского государства» (прямо таки «суверенная демократия» в действии). Во-вторых, государство отныне осуществляет контроль над деятельностью органов местного самоуправления (в определенных случаях местные власти должны предоставлять отчеты о своей работе в Милли Меджлис, то есть в высший представительный орган государства). Все эти конституционные новеллы ставят в более стесненное положение местные власти. Вообще проблема выживания муниципальных властей и развитие институтов местного самоуправления – отдельная тема. В каждой из стран СНГ с ними борются по разному. Но главная цель одна - не дать этим структурам стать автономными подразделениями, выходящими за рамки жесткой вертикали. В РФ этот вопрос решают иначе (фактически оставляя муниципалитеты на голодном финансовом пайке, что делает их зависимыми от региональной и федеральной власти).
В любом случае Азербайджан сделал еще один шаг к усилению властных институтов, а значит к этатистской модели. Впрочем, значение конституционного референдума в этой прикаспийской стране не ограничивается только ее границами. На просторах Евразии давно уже привыкли учиться опыту соседей (как в советское время передовые хозяйства делились опытом социалистического соревнования друг с другом). Теперь в моде опыт административно-бюрократического соревнования. И не надо быть большим пророком, чтобы предсказать. Многие успешные ходы азербайджанской элиты с интересом изучаются в Москве, Тбилиси и даже в Ереване. Ведь во всем, что не касается Нагорного Карабаха, постсоветские элиты похожи друг на друга, поскольку видят главной своей целью – не развитие, а удержание власти. Действительно, они классно научились обеспечивать стабильность на подконтрольных территориях, а также преодолевать хаос и то, что называется в просторечии «бардак». Но, отказываясь от развития своих стран, они обрекают их на повторение «бардака» в перспективе, ибо стабильность без развития и отсутствие нормальной конкуренции неизбежно толкает часть общества к радикальным действиям, а эти действия нельзя удерживать с помощью «вертикали» вечно.
Сергей Маркедонов - заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.