Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
03.04.2009 | Сергей Маркедонов
День единения и молчания
2 апреля 2009 года отмечался День единения народов России и Белоруссии. 13 лет назад именно в этот день президенты двух государств Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали в Москве Договор о Сообществе России и Республики Беларусь. Дальнейшими этапами «большого пути» стали Декларация 25 декабря 1998 года и Договор о создании Союзного государства 8 декабря 1999 года. В этом году будем отмечаться другая памятная дата - десятилетие странного Союза, у которого за 10 лет так и не появилось ни общего президента, ни общего правительства, ни общей Конституции. Зато накопилось немало расхождений во взглядах не только на интеграционные процессы, но и на разные проблемы внешней политики.
Лучшим доказательством последнему тезису стал своеобразный (если не сказать экстравагантный) «подарок» белорусской политической элиты ко Дню единения. 2 апреля 2009 года в повестку первого дня Палаты представителей Национального Собрания Белоруссии (это- вторая сессия Палаты четвертого созыва) не был включен вопрос о рассмотрении формально-правового признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Регламент работы сессии таков. Она должна продлиться 3 месяца (но не более 90 дней). В повестке первого дня работы было 17 вопросов, касающихся обсуждения различных законопроектов. Однако абхазско-осетинской проблематики среди них. В «установочном» выступлении на открытии второй сессии Палаты представителей ее спикер Владимир Андрейченко особо подчеркнул, что «активное участие Республики Беларусь в системе международных экономических, политических и культурных связей требует постоянной работы по приведению национального законодательства в соответствие с принципами и нормами международного права. В этом контексте следует отметить проекты законов по вопросам пребывания в нашей стране иностранных граждан и лиц без гражданства, а также выезда из Республики Беларусь и въезда в нее наших граждан». Далее Владимир Андрейченко отметил, что «активизация внешнеполитической деятельности Республики Беларусь обусловила интенсивность и широту географии международных парламентских контактов. Депутаты Палаты представителей приняли участие в 50 мероприятиях международного характера». Далее последовал своеобразный «отчет» о межпарламентских контактах белорусских депутатов с коллегами из РФ, Армении, Украины, международных структур (ПАСЕ, парламентской ассамблеи ОБСЕ), Вьетнама, Финляндии, Чехии и даже Межпарламентской Ассамблеи Православия. И, естественно, многое белорусским парламентариям еще предстоит в ходе второй сессии (120-я сессия Межпарламентского Союза в Адис-Абебе, межпарламентские ассамблеи СНГ и ЕвраЗЭС). Как говорится, обширная география, широкие контакты. Но нет двух бывших грузинских автономий.
Не исключено, впрочем, что в дальнейшем повестка дня Палаты будет дополнена этими вопросами. Как говорится, это – не догма, а руководство к действию. Теоретически возможно даже положительное решение. Но как бы то ни было, сделанное ранее обещание рассмотреть вопрос 2 апреля 2009 года уже нарушено. Тем паче, в такой символический день, как День единения, начало процесса создания Союзного государства. В очередной раз мы увидели доказательство тому, что Союзный проект далек не просто от совершенства, а от политических реалий. Не секрет, что 13 лет назад данный проект был нужен по пропагандистским соображениям Борису Ельцину. Накануне выборов главы государства первому президенту России надо было сыграть на поле Зюганова и коммунистов, то есть показать избирателям, что против Союза (хотя и в «облегченном» варианте) он не против. Для Лукашенко же и белорусской элиты Союз стал возможностью получать российские ресурсы по «более равным условиям» в сравнении с другими некогда братскими республиками СССР. И естественно, российский фактор был важным инструментом в защите собственной власти от разных проектов по демократизации Белоруссии с Запада.
История с «подарком ко Дню единения» показала в очередной раз, что национальные интересы Республики Беларусь для ее элиты намного важнее, чем разговоры о Союзе. Белоруссия - географически неотъемлемая часть Европы, а потому контакты с ЕС неизбежны. Ресурсы же республики не позволяют играть в самостоятельные геополитические игры. Следовательно, надо вести торг, лавировать между Москвой и Европейским Союзом. И Лукашенко успешно это делает, что прекрасно понимают и в Абхазии и в Южной Осетии. В этом плане нам представляются справедливыми слова секретаря Общественной палаты Абхазии Нателлы Акаба: «Мы все являемся свидетелями совершенно откровенного торга и видим, как президент Белоруссии старается извлечь определенную выгоду для своей страны и для себя, как лидера, чтобы продлить свое политическое существование, лавируя между Евросоюзом и Россией, которая, как известно, оказала значительную материальную помощь Белоруссии». Однако, для этого торга есть и вполне объяснимые причины. Как справедливо отмечает российский политолог Дмитрий Орешкин, «кредиты из России предоставлялись в виде дешевой нефти, которую в Белоруссии перерабатывали и продавали на Запад. И таким образом, как говорил Владимир Путин, Россия давала Белоруссии 5 млрд. долларов дотаций в год. Как только нефть резко подешевела, эта дотация для Лукашенко перестала быть интересной. Так выгодно перепродать на Запад топливо уже не получается». Отсюда и возрастающий интерес к европейским проектам («Восточное партнерство» и ряд других). Но ЕС в этом плане дал Минску недвусмысленный сигнал. Глава МИД председательствующей в ЕС Чехии Карел Шварценберг 23 февраля 2009 года определенно заявил, что признание Белоруссией независимости Абхазии и Южной Осетии поставит Минск «вне европейского контекста».
Между тем, заниматься критикой только в адрес Минска, а также обвинять в беспринципности Александра Лукашенко было бы серьезным упрощением. Тем паче, что свои внешнеполитические принципы у него есть. Другое дело, что они не во всем и не всегда соответствуют интересам Кремля и Смоленской площади. Важно отметить и очевидные промахи со стороны России. Наши эксперты и дипломаты часто упрекают Минск в том, что он – нестоящий союзник, поскольку отказывает Москве в признании Абхазии и Южной Осетии. Но ведь и Кремль не позаботился о том, чтобы сверить часы с союзником накануне знакового дня 26 августа 2008 года. Разве кто-то на высшем уровне российской власти подумал провести консультации с МИД Белоруссии по поводу признания двух бывших грузинских автономий, чтобы вынести консолидированное решение Союза по этому вопросу? Ведь Минск еще во время пятидневной войны не продемонстрировал того энтузиазма, на который рассчитывала Москва. Впрочем, не было его и ранее во время событий 2006 года (когда российские авиакомпании, почта и прочие службы закрыли каналы связи с Грузией). Не было его и в 2000-2001 гг., когда РФ в одностороннем порядке ввела визы с Грузией (Минск увидел в этом нарушение формата СНГ, предусматривающего безвизовое перемещение по Содружеству). В данной ситуации мы специально останавливаемся только на кавказском направлении российской политики. Но ведь по всем этим вопросам Москва не запрашивала мнение Минска, своего союзника не по ОДКБ (как Армению или Казахстан), а союзника в прямом смысле этого слова (то есть члена общего, пусть и не до конца, сформированного государства). Естественно, за эти годы пусть и непублично в Минске накопилось недовольство тем, что Москва негласно воспринимала Беларусь не столько как союзника, сколько, как младшего брата. Тем паче, что старший брат любил при случае и без оного вспомнить о «дармовых ресурсах и кредитах». И в этом тоже одна из причин нынешнего «молчания Минска» помимо всех упомянутых выше резонов (торг с ЕС и с США, стремление проводить диверсифицированную внешнюю политику, включающую и расширение контактов с Грузией, Украиной, Китаем).
Конечно, было бы наивным ставить в зависимость наши действия на Южном Кавказе от интересов (если угодно, капризов, прихотей, эгоизма) Минска. Но создать хотя бы видимость равноправия, проведения консультаций надо было. Раз уж мы 13 лет назад впряглись в проект под названием Союз, то и это направление надо было бы отработать на все 100 процентов. Но, к сожалению, этого сделано не было. И вряд ли можно было ожидать иного, если изначально Союз рассматривался в качестве пиар-проекта. Как следствие, российско-белорусские отношения развиваются в двух параллельных пространствах. В одном президент РФ Дмитрий Медведев выступает 2 апреля со специальным поздравлением ко Дню единения, в котором отмечает: «Мы дорожим традициями тесного сотрудничества и взаимопомощи, которые были пронесены сквозь годы и испытания». А в другом пространстве в тот же день 2 апреля среди 17 вопросов повестки первого дня белорусской Палаты представителей не находится места для Абхазии и Южной Осетии.
Сергей Маркедонов - заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.