Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
06.04.2009 | Татьяна Становая
Хорошее начало
1 апреля в преддверии саммита G20 в Лондоне прошла первая встреча президентов США и России Дмитрия Медведева и Барака Обамы. Встреча происходила на фоне высоких ожиданий: обе стороны готовятся к «перезагрузке», «размораживанию» отношений, серьезно испорченных в последние годы. Пока говорить о качественном прорыве рано, однако прошедшие переговоры создают благоприятные условия для обсуждения наиболее острых проблем.
Отношения двух стран всерьез испортились после войны в Ираке и волны «цветных революций» на постсоветском пространстве. Между двумя странами резко ужесточилась конкуренция за территории, которые Россия традиционно считает зоной своего геополитического влияния. Начал обсуждаться вопрос о евроатлантической интеграции Украины и Грузии, что вызывало крайне резкую реакцию Москвы. Одновременно США начали реализовывать проект разворачивания третьего позиционного района ПРО в Чехии и Польше. Практически «заморожен» был диалог о продлении договора СНВ, Россия обвиняла США в блокировании вступления в ВТО. Особую озабоченность Москвы вызывала проблема расширения НАТО на Восток. Москва на этом фоне говорила о нежелании Вашингтона выстраивать полноценный диалог. Самым ярким свидетельством разочарования России стала «мюнхенская речь» Владимира Путина в феврале 2007 года на 43-й международной конференции по безопасности. Тогда президент России впервые открыто обвинил США в создании «мира одного хозяина», который влечет за собой «нелегитимные действия», «новые человеческие трагедии» и «очаги напряженности». На практике Москва объявила мораторий на ДОВСЕ, а позднее пригрозила разместить «Искандеры» в Калининграде. Новый формат консультаций – «2 на 2» с участием глав оборонных и внешнеполитических ведомств до последнего времени никаких серьезных результатов не дал. Провалилась и попытка двух уходящих президентов Владимира Путина и Джорджа Буша весной прошлого года добиться серьезных решений: ожидаемого подписания меморандума о контурах стратегического баланса интересов двух стран так и не состоялось. Наконец, «последней каплей» в усугублении непонимания стала война в Грузии: США выступили четко на стороне Тбилиси.
Отношения двух стран настолько ухудшились, что многие заговорили о перспективе возвращения «холодной войны». Шанс переломить ситуацию появился в связи с мировым финансовым кризисом, который во многом повлиял и на выбор американского народа на президентских выборах, и на характер политики новой администрации Барака Обамы. Обама, в отличие от своего конкурента-республиканца Джона Маккейна, выступал изначально за более конструктивные отношения с Москвой. Одним из приоритетов внешней политики Обамы заявлено и восстановление роли международных институтов, т.е. фактический отход от политики односторонних действий, которая столь раздражала и Москву, и ряд столиц «старой Европы». Кроме того, он с самого начала более критично относился к проекту ПРО в Центральной Европе. Финансовый кризис, в свою очередь, поставил вопрос об оправданности многомиллиардных трат на проект, а также усугубил политический кризис в Чехии, где правительство было вынуждено отозвать соглашение по ПРО из нижней палаты парламента (несмотря на это, затем был вынесен и вотум недоверия кабинету министров). На данный момент в США проект ПРО де-факто «заморожен». Одновременно НАТО отказалось предоставить Украине и Грузии План действий по присоединению к североатлантическому альянсу – вместо этого на юбилейном саммите последовало подтверждение сотрудничества с этим странами в приближении к НАТО и созданию условий для этого.Снятие наиболее раздражающих Москву факторов, а также формирование новой администрации в США открывало окно возможностей для Москвы и Вашингтона начать выстраивание более эффективного диалога. Обама предложил начать «перезагрузку» отношений, что было встречено в Кремле с умеренным оптимизмом.
Понятие «перезагрузка» впервые попытался раскрыть вице-президент США Джозеф Байден в Мюнхене на февральской конференции по безопасности. Предложено искать в первую очередь точки соприкосновения интересов: сотрудничестве по Афганистану, борьбе с международным терроризмом. Байден заявил тогда, что «мы можем сотрудничать в обеспечении безопасности, обеспечить достаточный контроль за ядерными вооружениями и материалами, добиться улучшения контроля над вооружениями подобно Договору СНВ, выйти за пределы существующих договоров и усилить сокращение вооружений». «Перезагрузка» - это, как высказался Байден, «пересмотр направлений, где мы можем и должны сотрудничать с Россией».Понятие «перезагрузки» - яркий политический термин, за которым пока стоит попытка администрации США предложить России «начать все сначала», провести ревизию как точек соприкосновения, так и точек разногласий. Восстановление диалога и изменение стилистки – главный итог нового этапа российско-американских отношений. Барак Обама в Страсбурге на юбилейном саммите НАТО призвал к развитию более конструктивных отношений с Россией. Дмитрий Медведев, выступая в Лондоне, подчеркнул, что США принципиально изменили подход к отношениям с Россией. Нынешняя встреча двух президентов, по сути, потенциально способна дать политический импульс содержательной «перезагрузке» отношений: пока принципиального сближения позиций не произошло (и не могло произойти, учитывая кратковременный характер контактов). Речь идет о достижении или как минимум движении в направлении достижения договоренностей по ПРО, проблеме расширения НАТО, заключения договора СНВ-2, снятии «политического блока» (так считает Москва) на вступление в ВТО, наконец, отмена поправки Джексона-Вэника.
В ожидании встречи Обамы и Медведева, консультации вели Джозеф Байден и Сергей Иванов, а также госсекретарь Хиллари Клинтон и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Важная роль отводится и работе недавно созданной группе мудрецов «Россия и США: взгляд в будущее», куда входят крупнейшие политические деятели и эксперты по двусторонним отношениям. Интересно, что администрация Обамы поручила подготовить почву для первой встречи президентов США и РФ двум экс-госсекретарям - Генри Киссинджеру и Джеймсу Бейкеру. Как пишет корреспондент «Коммерсанта» Дмитрий Сидоров в журнале Forbes, по некоторым сведениям, консалтинговое агентство Киссинджера Kissinger & Associates помогает своими рекомендациями Кремлю, а Джеймс Бейкер - один из партнеров в юридической фирме Baker Botts, которая представляла интересы «Газпрома» и «Роснефти».
Важный итог этих встреч – декларации готовности обеих сторон обсуждать наиболее острые проблемы, ведь до сих пор главной претензией Москвы к Вашингтону было нежелание «слышать» Россию и принимать во внимание ее озабоченность. Здесь ситуация качественно улучшилась еще до встречи двух президентов. Комиссия по политике США в отношении России, созданная по инициативе президента Обамы, рекомендовала президенту осторожнее критиковать Россию за ситуацию с правами человека, добиться ее вступления в ВТО, признать, что Москва имеет законные интересы в странах бывшего СССР и не принимать Грузию и Украину в НАТО. Отметим также, что в последнее время в России существенно ограничена критика в адрес США. В данном случае важно подчеркнуть, что инициатива фактически находится у США.
По итогам встречи двух президентов было подписано два заявления: общего характера и по вопросу об СНВ.
Во-первых, сохраняются основные противоречия, которые и ранее публично признавались. Стороны пока фиксируют наличие разногласий по проблеме ПРО: несмотря на фактическое замораживание проекта, он остается «подвешенным» и существенно влияющим на характер взаимодействия России и США. Напомним, что весной прошлого года обе стороны были близки к компромиссу. Неофициально тогда сообщалось, что Россия готова признать право США на развертывание третьего позиционного района ПРО, а США – предоставить Москве право постоянного доступа на объекты российских экспертов. Предполагалось зафиксировать, что радар, отслеживающий пуски ракет, не будет иметь возможности наблюдать за целями на территории России. Россия будет иметь возможность следить за тем, что делает радар и в каком состоянии реально находится база перехватчиков. Кроме того, сообщалось, что ракеты не будут загружены в шахты, а радар активирован только в случае реальной опасности. Не исключено, что подобные идеи могут сохранять актуальность, но для этого необходимо как принципиальное определение своей позиции по ПРО новой администрацией США (пока что Обама лишь заявил, что «если иранская угроза отпадет, стимул для создания ПРО в Европе исчезнет»), так и соответствие интересам России многочисленных деталей компромисса.
США и Россия также констатировали сохранение противоречий в оценке событий в Грузии, что было вполне предсказуемо.
Во-вторых, стороны фиксируют готовность развивать сотрудничество там, где оно и ранее по факту имело место. Россия и США пообещали искать новые направления сотрудничества в Афганистане, добиться от Ирана «восстановления доверия» по его ядерной программе, предупредили Северную Корею о нежелательности запуска ракеты. В то же время, по данным «Коммерсанта», ожидалось подписание первого двустороннего соглашения о транзите американских военных грузов в Афганистан через территорию РФ (ранее для этого Вашингтон использован киргизскую базу «Манас», закрытую по настоянию России). Однако этого не произошло.
В-третьих, США и Россия выразили готовность продвинуться в решении двух принципиальных проблем – по договору об СНВ и проблеме вступления в ВТО. Но здесь пока говорить о каких-то содержательных прорывах также рано.
Так, США и Россия поручают своим правительствам как можно скорее завершить вступление России в ВТО. Публично США и ранее поддерживали членство России в ВТО, но Москва винила Вашингтон в политическом неофициальном препятствовании этому. Как заявил «Ведомостям» руководитель российской делегации по переговорам о ВТО Максим Медведков, не решено три блока вопросов: объем поддержки государством сельского хозяйства, поддержки госпредприятий и уровень экспортных пошлин (в основном на лес). По его словам, Россия должна в ближайшие месяцы принять поправки в несколько законов, в частности в закон о техническом регулировании, а также касающиеся интеллектуальной собственности – в Гражданский кодекс. В США теперь назначен новый торговый представитель Рон Кирк, которому на благоприятном политическом фоне будет легче вести переговоры с российской стороной, считает чиновник ВТО. По прогнозу Медведкова, даже при оптимистическом развитии событий Россия сможет завершить переговоры не раньше конца этого года: «Еще нужно проделать много технической работы».Пожалуй, главным итогом встречи можно назвать готовность обеих сторон приступить к обсуждению нового договора об СНВ взамен старого, прекращающего действие в декабре 2009 года. «Ведомости» со ссылкой на Госдеп сообщают, США сейчас имеет 5576 боезарядов на 1198 носителях, а Россия - 3909 боезарядов на 814 носителях.
Конкретные предложения по новому соглашению эксперты подготовят президентам уже в июле – к новой встрече двух президентов. Договор, говорится в подписанном заявлении, должен иметь механизмы контроля, а потолок боезарядов по нему может быть ниже уровня в 1700-2200 единиц, установленного договором о стратегических наступательных потенциалах (СНП) 2002 г. New York Times со ссылкой на американских и российских представителей сообщила, что потолок будет на уровне 1500 единиц. Причем по данным СМИ, США готовы обсуждать сокращение не только боезарядов, но и носителей. Министр иностранных дел России Сергей Лавров косвенно подтвердил это, сказав, что соглашение по СНВ «включает все». В то же время пока неясно, будет ли каким-то образом увязаны новый договор об СНВ и проблема ПРО. Напомним, что в 2002 году Россия вышла из подписанного в 1993 году СНВ-2 в ответ на отказ администрации Джорджа Буша от договора 1972 года, который запрещал создание ПРО. В то же время, тема СНВ может стать хорошим стартом, локомотивом, способным дать импульс пересмотру российско-американских отношений. По ней можно быстро добиться реальных результатов. Это, пожалуй, одна из немногих стратегически важных тем, не отягощенных идеологическими проблемами. Кроме того, в данной сфере уже есть позитивный опыт сотрудничества.
Очевидным российским успехом важно назвать тот факт, что в заявлении США и России выражается готовность совместно с европейскими странами обсуждать новую архитектуру европейской безопасности. Впервые США фиксируют публичный интерес к российской инициативе.
В России итоги встречи официально были оценены очень позитивно. Отвечая на вопрос «на какой процент» «перезагрузились» российско-американские отношения, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что «перезагрузка произошла качественная, а не просто математическая». «Создалась новая атмосфера - атмосфера взаимоуважения, которая не создает иллюзий за счет только личных отношений, но обеспечивает взаимный учет интересов, и самое главное - готовность слушать друг друга», - подчеркнул глава МИДа.
В тоже время пока неясно, в какой степени США готовы пересмотреть свои позиции. Джозеф Байден в Мюнхене говорил, что этого не будет Действительно, даже «замораживание» проекта ПРО связано не столько с повесткой российско-американских отношений, сколько с неоднозначностью проекта внутри страны. Выступая 5 апреля перед многотысячной аудиторией на Градчанской площади в Праге, уже после саммита G20, президент США Барак Обама заявил, что Америка продолжит развертывание ПРО в Европе.Катализатором же «перезагрузки» будет и дальше выступать мировой финансовый кризис. Для Барака Обамы налаживание позитивных отношений с Россией – сигнал об успешности старта его внешнеполитического курса. По данным западных СМИ, администрация США пытается компенсировать проблемность саммита G20 успехом на российском направлении: Обама хочет заручиться сотрудничеством в вопросах приостановки иранской ядерной программы и реализации политики стабилизации в Афганистане. Взамен США вступают в диалог по СНВ и пока воздерживаются от реализации проекта ПРО. По итогам нынешней встречи видно, что налаживание отношений началось в обоих направлениях, что значительно повышает шансы на успех «перезагрузки».
Нынешняя встреча крайне важна и для налаживания личных отношений двух лидеров. Обама уже заявил, что восхищен встречей с российским лидером. В то же время роль личностного фактора не стоит преувеличивать: опыт взаимодействия Путина и Буша показывает, что, несмотря на теплые личные отношения президентов, двум странам не удалось избежать растущей конфронтации.
Подводя итоги первого этапа «перезагрузки», в результате которого восстановлен диалог между двумя странами (что является неоспоримым успехом и гарантией выстраивания более конструктивных отношений), важно отметить, что пока можно говорить лишь об изменении стилистики обеих сторон. США и Россия отказываются от жесткой риторики и признают важность диалога. Россия, в свою очередь, также воздерживается от угроз в адрес США, ожидая реальных подвижек в решении самых острых противоречий. Все это создает сегодня подходящий фон для сближения, однако глубину позитивных изменений можно будет оценить лишь в перспективе, когда между Россией и США будут достигнуты конкретные договоренности хотя бы по отдельным проблемам, не находящим до сегодняшнего дня решения.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.