Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
06.05.2009 | Вячеслав Костиков
Нужно ли «молчать в тряпочку»?
Если пострадавшие от кризиса будут по русской традиции «молчать в тряпочку», то страна не сможет извлечь из кризиса полезных уроков. Одни политики говорят, что худшее уже позади. Другие пророчат новый приступ несварения желудка у банкиров, рост безработицы. Третьи вообще гонят панику: дескать, хороших условий для экономики ждать придётся чуть ли не 50 лет. Очевидно и другое: и Кремль, и Белый дом явно стараются. Растерянность отчасти объясняется тем, что для России это первый по-настоящему капиталистический кризис. А как лечить капитализм в стране, которая и по привычкам населения, и по экономическому укладу, и по навыкам власти во многом остаётся социалистической, никто не знает.
Значит ли это, что общество должно молча хлебать кризисную похлёбку? Если пострадавшие от кризиса будут по русской традиции «молчать в тряпочку», то страна не сможет извлечь из кризиса полезных уроков. А сама власть, отдышавшись, просто воспроизведёт докризисную систему управления - ту, которая придала кризису специфическое российское безобразие.
В обществе уже складывается определённый список претензий к правящей верхушке.
1. Глухота к общественной критике.
Независимые экономисты уже два года назад били тревогу по поводу опасности чрезмерных заимствований банков, частных бизнес-структур и госкорпораций за границей. Однако наши финансовые «гуру» высокомерно пропускали эти предостережения мимо ушей. Сегодня за эту глухоту страна расплачивается государственными резервами, в том числе и теми, которые предназначались (так нас убеждали) для «будущих поколений». Фактически залезли в карман детей и внуков.
2. Отсутствие механизмов реализации благих намерений.
Власть в совершенстве овладела техникой рисовать «картину маслом». Но вот на то, чтобы «сказку сделать былью», мастерства и профессионализма не хватает. Плохо с дисциплиной исполнения. Поручения, которые президент и премьер дают своим подчинённым (от 30 до 50%), тонут в согласованиях, министерских противоречиях, в ловушках лоббистов, а порой и в корыстном саботаже чиновников. Сколько лет у нас ведутся разговоры об «общественных работах» для реализации крупных инфраструктурных проектов! Сколько потрачено слов о необходимости поддержки реального сектора экономики и среднего бизнеса! Где всё это? Где дороги, мосты, тоннели? Где новый флот, машины, самолёты? Где средний бизнес?
3. Отсутствие системы ответственности...
...Власти перед народом. Министров перед премьером. Чиновников перед министрами. Губернаторов перед населением. Сложилась некая неформальная властная группировка, скованная давними карьерными связями и интересами. В случае очагового возгорания она способна сбить пламя денежными брандспойтами. Но в условиях масштабного кризиса и исчезновения халявных денег система «ручного управления» оказалась беспомощной. Власть проявила неспособность даже проследить маршруты денег, выделенных на спасение банков и бизнеса. Были ли допущены «некоторые досадные ошибки» при расходовании средств или действовали корыстные, а следовательно, и наказуемые интересы? Ответов на эти вопросы не слышно. Не видно и виновных.
4. Несоответствие политических структур.
И «Единая Россия», которую у нас именуют «партией власти», и её мини-двойник «Справедливая Россия» в условиях кризиса оказались не самыми эффективными инструментами. Кроме привычного «одобрямс» действий высокого начальства, страна не услышала от партийцев ничего внятного. Удивляться этому не следует: партии чиновников (а обе таковыми и являются) по происхождению своему способны только на имитацию диалога с обществом. Роль народных целителей взяли на себя Д. Медведев и В. Путин. Но для разговора с народом этого недостаточно. Общественную мобилизацию, которая необходима для выхода из кризиса, способны обеспечить общественные институты, а не популярные личности.
5. Ущербность средств массовой информации.
При растущей социальной напряжённости крайне важна была бы «миротворческая» роль СМИ. Миротворческая, но не лакейская. Лакейство только усиливает раздражение. Последний опрос Фонда общественного мнения (ФОМ) показывает, что почти половина населения вообще не доверяет СМИ, в том числе и оценкам глубины кризиса. Только с ноября 2008 по март 2009 года число доверяющих упало на 12%. Несмотря на то что кризис уже затронул самые широкие слои населения, в некоторых СМИ - просто недержание елея. Особенно по поводу будущего. Одна из газет, рассказывая о реакции населения Цхинвала на весть о том, что в городе будет построен спорткомплекс, живописала так: «Глаза озарились радостью». Некоторые дикторы и дикторши государственных телеканалов при упоминании первых лиц государства начинают прямо-таки ворковать и мироточить.
В условиях кризиса как никогда полезны ирония и самоирония. Давая на днях оценку хода кризиса в стране, наш государственный правозащитник Владимир Лукин предложил хорошую формулу: «Состояние России блестяще, но не безнадёжно». Ну что же, так и будем понимать…
Вячеслав Костиков – директор аналитического центра АиФ
Материал опубликован в газете «Аргументы и факты» 06.05.2009
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.