Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.05.2009
Украина – на чью сторону качнется политический маятник?
Украинская «неразлучная тройка» - Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко и Виктор Янукович находятся в более сложном положении, чем это было год или два назад. Социально-экономическая обстановка накалена более значительно. Появилась еще одна неизвестная – Арсений Петрович Яценюк, который имеет собственные президентские амбиции. Ситуация осложняется также неизвестными никому планами Ющенко: президент, кажется, планирует остаться на второй срок, но вот только мирно и по закону это сделать очень и очень проблематично. На что готов президент? Кто сейчас управляет ситуацией – Тимошенко, Ющенко или Янукович? А, может, Яценюк? О чем договариваются за кулисами крупные украинские политики? Отменят ли они всенародные выборы президента, и удастся ли им договориться о разделении сфер влияния в украинской политике после президентских выборов? Готова ли Тимошенко не идти на выборы президента в обмен на усиление полномочий премьера? Об этом в интервью экспертов Киевского центра политических исследований и конфликтологии (КЦПИК) Алексея Толпыго, Дениса Кирюхина, Антона Финько и директора Центра политического маркетинга Василия Стоякина.
- Каковы сценарии развития ситуации во время и после президентских выборов? Ожидают ли страну новые «майданы» или передача власти перейдет мирно?
Финько: Негативный сценарий после президентских выборов – проигравшая сторона не признает результатов выборов. Тогда может возникнуть ситуация «трех президентов», как в 2004 году и в старые "добрые" времена, когда были гетманы Правобережной и Левобережной Украины, а в стране разгоралась "война всех против всех". Один – уходящий президент, другой – признанный Центризбиркомом, третий – признанный каким-нибудь Самборским или же Краснодонским районным судом. Затем конфликт будет резко углубляться. Проблема еще в том, что у нас в стране судебная система активно используется различными политическими силами для манипуляций и дестабилизации. Эта "традиция" была заложена в декабре 2004 году, когда Верховный Суд обязал ЦИК провести так называемый третий тур президентских выборов. С тех пор к политическим услугам судов прибегали многие, превратив такой подход в традицию, достойную, что называется, скорби и сожаления.
– Может ли Тимошенко договориться с крупными политическими игроками об усилении должности премьера? Может ли она не пойти на выборы президента и остаться таким усиленным премьером?
Стоякин: Тимошенко, на самом деле, не так уж хочет быть президентом. Ей важны лишь полномочия, а не название должности.
Финько: Для этого достаточно достичь договоренности с Партией регионов. Есть мнение, что в случае отставки министра внутренних дел Юрия Луценко возможности для такого рода соглашения расширяются.
Но достичь его, конечно, крайне непросто, поскольку необходима перекройка конституции. В то же время до президентских выборов осталось мало времени. Несомненно, в таком случае начнется энергичное сопротивление с президентской стороны и протесты Арсения Яценюка и его сторонников. Внутри ПР возможно противодействие бизнес-противников Юлии Тимошенко, ориентированных на газотрейдера "РосУкрЭнерго". Во фракции БЮТ против такого рода соглашения настроены депутаты националистического толка. Наконец, непросто заново разграничить полномочия между главой государства и главой правительства (если удастся закрепить за одной политической силой президентскую, а за другой - премьерскую должности), поскольку каждая сторона постарается в ходе переговоров выторговать для себя больший объем полномочий. Общественное мнение также может быть не в восторге. vТо есть препятствий более чем достаточно. Но и у сторонников такого рода соглашения есть весьма серьезные аргументы. Ведь оно создает условия для урегулирования глубочайшего раскола, подрывающего украинскую государственность с 2004 года. Конечно, можно много и аргументировано говорить о "сговоре элит" и о "похабном Брестском мире", но никто из заядлых критиков не указывает иных путей "сшивания" страны.
- Каковы перспективы у перенесения выборов президента в парламент?
Финько: Скорее всего, если все-таки будет достигнуто компромиссное соглашение, какая-то вероятность которого сохраняется, перенесение выборов в Верховную Раду будет представлять его ключевой момент.
- Каковы перспективы переговоров между БЮТ и ПР? Будет ли образована коалиция и если да, то она каких условиях?
Стоякин: С точки зрения «регионалов» другие крупные «политические игроки» – и президент, и премьер – недостаточно надежны. Президент слишком часто нарушал и договоренности, и различные законы. Премьер в их представлении – это социал-популистка в духе Эвиты Перрон, которая всегда готова что-нибудь реприватизировать и кого-нибудь поставить перед угрозой более серьезного преследования. Хотя с ней можно договориться, и, что самое "ужасное", она иногда выполняет эти договоренности. Но это так нелегко, что Партию регионов это не устраивает. Потому в ПР есть настроения в пользу такого варианта, когда и Ющенко, и Тимошенко сходят с политической арены. Но представляется, что такой вариант невозможен. Более осуществим тот вариант, когда ПР объединяется в парламенте с БЮТ, и они вместе окончательно подрывают политическую карьеру Ющенко. Но в ПР с таким мнением не все согласны – здесь есть влиятельные лица, которые относятся к Тимошенко хуже, чем к Ющенко. Ющенко же на этом удавалось сыграть, причем не один раз. Насколько мне известно, более месяца назад (когда назначили президентские выборы на 25 октября) переговоры между «регионалами» и Тимошенко о коалиции чуть было не закончились подписанием соглашения. Но Ющенко «удачно» предложил разогнать всех – и президента, и Верховную раду. И «регионалы» качнулись в сторону Ющенко. Его искусство – сталкивать тех, кто может объединиться против него.
- Отдаст ли Ющенко власть Арсению Яценюку как преемнику или сам попытается остаться у власти? Финько: Видимо, изначально в президентской команде Яценюк рассматривался не как преемник, а как полупреемник, потому что действующий президент длительное время лелеял надежды на собственное успешное выдвижение. Однако эту идею реализовать невозможно. Задача президентских структур - любыми способами не допустить Тимошенко к президентской власти. Арсений Петрович оказывается единственной реальной ставкой.
Стоякин: Сценарий сохранения Ющенко у власти прорабатывается, но пока не видно, как это можно сделать.
Толпыго: Это было бы не исключено, если бы Ющенко поддержали в Вашингтоне. Но сейчас такая поддержка (а потребовалась бы очень активная поддержка) кажется маловероятной - уже сформировался комплекс усталости от этого политического деятеля.
Кирюхин: Августовские события 2008 года очень четко это показали. Тогда, насколько можно судить, в Украине активно разрабатывался и едва не был осуществлен силовой сценарий. Был конфликт не только по линии Украина-Россия, но и президент-премьер в самой Украине, и была опасность, что он будет разрешен силовым путем. Но в последний момент с президентской стороны, судя по всему, был дан «задний ход», потому что поняли – Запад не поддержит.
Финько: Вряд ли кто-то из силовиков рискнет подставлять себя – ввязываться в силовое противостояние в нынешних условиях, когда срок полномочий и популярность действующего главы государства сходят на нет, а иные политические игроки не могут править в одиночку, просто безрассудно. Что касается президентской команды, то, думаю, там отдают отчет себе в том, что стабильное правление должно иметь опору в общественном мнении, а оно сегодня решительно настроено на смену первого лица страны.
Беседовал Олег Горбунов
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.