Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
21.05.2009 | Георгий Чижов
Перезагрузка Ющенко
Замена руководителя Секретариата президента Украины – ещё одна важная веха стартовавшей президентской кампании. Без преувеличения можно сказать, что изменилась отчасти сама предвыборная система координат. Аналитики претендентов на высший пост в братской стране лихорадочно просчитывают, как будут развиваться события дальше. Вот только предсказуемость хода кампании в очередной раз заметно снизилась.
Руководитель президентского секретариата в Украине времён Ющенко не просто высокопоставленный бюрократ. Он то ли определяет, то ли всего лишь отражает политическое лицо Виктора Андреевича, являемое и своему народу, и всему миру.
При Александре Зинченко мы по-прежнему видели Ющенко вождём Майдана. Президент имел завидный рейтинг, на него возлагались огромные и заведомо несбыточные надежды, а украинская политика вздрагивала от медленно затихающих революционных импульсов. Сменивший Зинченко Олег Рыбачук своим образом олицетворял совсем другого президента: интеллигентного доброжелательного политика европейского толка, чуждого каких бы то ни было крайностей и перегибов. Вот только у этого президента слова звучали куда симпатичнее, чем дела; он не справлялся ни с социально-экономическими вызовами, ни с наскоками агрессивных политических конкурентов.
Виктор Балога стал олицетворением того Ющенко, которого мы знаем сегодня. Растерявшего популярность, но резкого и упорного в своих приоритетах. Загнанного в угол оппонентами, но изобретательно применяющего оставшиеся в его распоряжении инструменты. Осознающего бесперспективность войны против всех, но не сдающегося. И, наконец, по-прежнему способного смешать все политические расклады более сильным соперникам.
Пусть говорят, что к моменту прихода Балоги в Секретариат рейтинг Ющенко всё ещё был в несколько раз выше нынешних 3-4% – жёсткий и умелый администратор был призван именно для того, чтобы спасти президента от плавного перехода в политическое небытие. С именем Балоги связывается роспуск Верховной Рады в 2007-ом, остановивший формирование конституционного большинства во главе с Януковичем. Главе Секретариата приписывают и авторство сценария «киевского Сталинграда», когда президент вроде бы уступил «бютовцам» и позволил провести досрочные выборы столичного мэра и депутатов, однако в итоге доселе непобедимая Тимошенко оказалась разгромлена.
Вопросы по поводу эффективности Балоги порой тоже возникали. Например, в связи с формированием партии «Единый Центр», которая должна была объединить влиятельные фигуры из всех значимых политических сил, покидающие ради «ЕЦ» свои родные партии. Ничего подобного не произошло. В ряды «Единого Центра» вступили лишь несколько губернаторов и депутатов Рады из пропрезидентской «Нашей Украины», и создававшаяся с большой помпой партия осталась весьма маргинальным политическим образованием.
Жёсткий стиль и необходимость борьбы по всем фронтам сделали Виктора Балогу мишенью для критики, обвинений и всевозможных инсинуаций. Ни на одного украинского политика не было вылито столько грязи в СМИ и Интернете. Ни один чиновник не сталкивался с регулярными требованиями о своём увольнении, обращёнными к президенту со стороны самых разных сил, включая часть пропрезидентской фракции НУНС. Сегодня Балогой можно пугать маленьких детей по всей Украине, за исключением, быть может, Закарпатской области, где позиции уже бывшего главы Секретариата в политической и экономической сферах весьма прочны.
Важнейшей задачей главного президентского администратора казалось обустройство политического будущего Виктора Ющенко. Просачивались слухи о разработке операции «Преемник», о сценарии избрания Ющенко на второй срок; официально предлагались существенные поправки в Конституцию и инициативы по проведению одновременных выборов президента и парламента. Заявление Балоги об отставке прозвучало на этом фоне весьма неожиданно, хотя многие эксперты теперь утверждают, что к тому всё и шло. Поначалу говорили, что поводом для демарша послужило судебное решение об аресте соратника Балоги, заместителя главы Службы безопасности Украины Тиберия Дурдинца. Дескать, Ющенко не захотел использовать все свои возможности для блокирования такого решения. В реальности же, утверждали источники, причины «развода» президента и его верного доселе администратора лежат куда глубже.
Официальная позиция самого Балоги стала известна из текста его заявления об отставке. Набор претензий, предъявленных им бывшему шефу, довольно стандартен и уже не раз полностью или по частям озвучивался другими украинскими политиками. Главной причиной отставки Балога назвал своё категорическое несогласие с решением Ющенко второй раз баллотироваться на должность президента: «Убеждён, что Вы не имеете морального права идти на президентские выборы. По крайней мере, в этом я Вам не соратник». Тут же появились утечки информации, что в последние недели перед отставкой Балога убеждал президента отказаться от безнадёжной затеи со вторым сроком и сосредоточиться на организации досрочных парламентских выборов, по результатам которых оба они смогли бы попасть в Раду.
Дальнейшие планы Виктора Балоги пока неочевидны. Свобода манёвра у него появилась. Навыки политического кризис-менеджмента уникальны. Ресурсы тоже неплохие: ряд киевских чиновников и губернаторов областей (не факт, что их всех начнут спешно заменять в горячую предвыборную пору), какая-никакая партия «Единый Центр» и Закарпатская область, давно ставшая в Украине аномальной электоральной зоной (только там на последних досрочных выборах в Верховную Раду победила «Наша Украина – Народная самооборона»). Несмотря на свой изрядно демонизированный образ, Балога может оказаться желанным партнёром для различных политических сил.
Куда больше вопросов вызывают дальнейшие действия Виктора Ющенко. Вряд ли президент загодя готовился к отставке своего главного администратора. Вряд ли он обзавёлся проработанным запасным планом на этот случай. Более двух с половиной последних лет политические ходы Ющенко приписывались изощрённому уму и воле одного человека. Кто определит новый президентский образ и стиль? Кто выдумает изящный манёвр на сужающемся для него быстрее шагреневой кожи политическом пространстве? Кто завершит портретную галерею «серых кардиналов» времён Ющенко?
Эти вопросы будоражили украинский политикум несколько дней. Политологи называли нескольких сильных и колоритных кандидатов. Романа Безсмертного, заместителя главы Секретариата и давнего соратника Ющенко по «Нашей Украине». Раису Богатырёву, секретаря Совета национальной безопасности и обороны, ещё недавно бывшую одним из лидеров Партии регионов. Арсена Авакова, губернатора Харьковской области, пользующегося в регионе значительным влиянием и популярностью (что не так уж характерно для Украины, где губернаторы назначаются президентом и часто меняются).
Называли и Веру Ульянченко, губернатора Киевской области. Избрание её 16 мая председателем политсовета «Нашей Украины» давало аргументы как «за», так и «против» назначения на вакантную должность. Ульянченко – одна из самых давних и преданных соратников нынешнего президента. Её организаторские способности сыграли немалую роль в организации победоносной кампании 2004 года, увенчавшейся «великим стоянием» на Майдане и третьим туром выборов. После прихода Ющенко к власти Веру Ивановну несколько оттеснила в сторону яркая когорта депутатов и бизнесменов, вошедшая в историю Украины как «любi друзi». Однако доверия к ней президент никогда не терял.
Назначения руководителя Секретариата ожидали на следующей неделе, однако Ющенко подписал указ с фамилией Ульянченко уже вечером 19 мая. Украинские СМИ называют Веру Ивановну последней надеждой президента, прямо или экивоками намекая, что кадровый резерв исчерпан и у Ющенко больше не осталось людей, которым он мог бы доверять. Строятся предположения и о том, как теперь изменится политика главы украинского государства. Ульянченко считается гораздо более миролюбивой и склонной к компромиссам, чем Балога; непонятно только, востребовано ли миролюбие в разгар предвыборной гонки.
Возможно, вскоре перед нами предстанет совсем новый президент – ведь шансы прежнего на блестящее политическое будущее оцениваются скептически буквально всеми. Вот только времени на перезагрузку Ющенко остаётся совсем немного.
Георгий Чижов – вице-президент Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.