Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.06.2009 | Валерий Выжутович
Новых коммунистов потянуло на старое
Последнее донесение с левого фронта: создана общественная организация «Коммунисты России». Недавно прошел ее учредительный съезд. Цель «новых коммунистов» (так они себя называют) - объединить разрозненные коммунистические организации. Это для начала. А дальше, если дело пойдет, преобразовать КР в политическую партию. Авторитетную, популярную, способную конкурировать с КПРФ. Свою задачу «новые коммунисты» именно так и понимают - вытеснить с политической сцены коммунистов «старых». Список упреков и обвинений в адрес последних публично оглашен: соглашательство с правящим режимом, отступление от марксизма, продажа мест в парламенте «денежным мешкам», культ личности Зюганова, превратившего «грозную партию в послушную служанку кремлевской администрации»… По мнению «обновленцев», роль КПРФ в нынешней политической системе - «изображать оппозицию, критикующую правительство слева, и аккумулировать на себя голоса левого электората».
Если эти филиппики очистить от пафоса и снять с них изрядный налет демагогии, то претензии «новых коммунистов» к «старым» следует признать небезосновательными. Эволюция КПРФ и ее лидера действительно может печалить краснознаменную гвардию. Восстановив в начале 90-х рескомы, обкомы, райкомы, наследница КПСС сделалась боевым авангардом непримиримой оппозиции. Но год за годом, а в последние восемь лет - особенно, эта партия врастала в систему власти и теперь чувствует себя в ней вполне комфортно. Говоря, что «в партии наблюдаются две тенденции - те, кто готов строиться под Путина, и те, кто готов противостоять проводимой в стране политике либеральной диктатуры полицейского толка», сам же Зюганов образцово олицетворял обе тенденции. Вплоть до последних президентских выборов он только и делал, что одновременно и «строился», и «противостоял».
Восемь лет мирного сосуществования с властью не добавили популярности ни самой КПРФ, ни ее лидеру, изрядно сократило число коммунистических сторонников, повыветрело из населения веру в Зюганова и его потускневших товарищей. Но всякий раз, как только приходит пора выборов, коммунисты вспоминают, что они коммунисты. Извлекаются из партийных запасников портреты Ленина, поднимаются на щит привычные лозунги.
Хорошо помнится момент, когда положение лидера КПРФ серьезно пошатнулось. После крупного поражения коммунистов в думской кампании 2003 года коммунисты собрали съезд. Накануне его 62 члена ЦК подписали письмо с требованием включить в повестку дня вопрос о доверии руководству. Но как только дошло до голосования, число жаждущих кадровой крови сократилось до 28: помогла разъяснительная работа, проведенная среди смутьянов. Спустя полгода состоялся десятый съезд КПРФ, о котором заранее было объявлено, что он станет «рубежным». Это сказано было за неделю до съезда и едва ли не в тот самый день, когда вождь КПРФ отмечал свое 60-летие. Календарная сопряженность двух этих событий дала внутрипартийным противникам Зюганова повод для язвительных комментариев. Мол, съезд действительно рубежный. Пенсионный рубеж перейден, пора бы Геннадию Андреевичу и на покой, партия неотложно нуждается в смене руководства. Но лидер КПРФ дал на съезде решительный отпор «провокаторам» и «раскольникам». Шанс обновить руководство КПРФ был упущен. Кадровая революция, о необходимости которой так долго говорили большевики, не совершилась. Попытка отколовшейся от КПРФ группы товарищей «вернуться к ленинским истокам» тоже не удалась. Они создали новую коммунистическую партию под председательством тогдашнего ивановского губернатора Владимира Тихонова. Просуществовав один год, эта партия не смогла отчитаться о наличии 45 региональных отделений, как того требует закон, и ее лишили регистрации.
Я это к тому, что недовольство активистов КПРФ своим лидером приобрело хронический характер. Время от времени случаются обострения, и в такие моменты - вот как теперь, уже не в первый раз - на подмостки выходят «новые коммунисты». Они выходят с ворохом претензий к руководству компартии. И с «новыми» идеями, образчик которых явил учредительный съезд «Коммунистов России», утвердив в качестве лозунга созданной организации неувядаемое: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В таком же духе и с той же степенью конкретности было продекларировано и то, чем «новые коммунисты» намерены заниматься - «защищать права трудящихся». Но подобными лозунгами украшены и знамена КПРФ, что вовсе не добавляет ей идейной мощи. Декларативность программ, в основе которых «защита интересов трудящихся», одинаково утомила как противников коммунистической идеи, так и ее приверженцев.
В общем, руководители КПРФ могут спать спокойно: конкуренция со стороны «новых коммунистов» их партии не грозит. Тем не менее депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить, из каких источников финансируются «Коммунисты России». «Они не раскольники, - говорит он, - а люди, которые отрабатывают свой хлеб по линии Кремля». Так ли? Доказательств депутат не представил. Хотя сказать, что новые политические сообщества в сегодняшней России нарождаются и живут как трава растет, без отеческого пригляда, было бы явной натяжкой. Но, кажется, здесь не тот случай. КПРФ никому не мешает. Зюганов - вменяемый политик. Его «непримиримость к режиму» декоративна, что сами же «новые коммунисты» и отмечают. Создавать альтернативу КПРФ и ее лидеру можно, конечно, но зачем? Цинично рассуждая, Зюганов и его партия необходимы верховной власти. Кто для нее действительно неудобен, а для общества и опасен, так это левые молодежные организации. Их идеология (РКСМ, например, тяготеет к сталинизму) радикальнее идеологии КПРФ. А их лидеры и активисты радикальнее «статусных» коммунистов и в отличие от них бескорыстно преданы своему левому делу. Способы гражданского волеизъявления, как и орудия протеста (майонез, пломбир, гнилые помидоры), к которым прибегает авангард красной и прочих цветов молодежи, вызывают, конечно, немало вопросов. Кроме одного: «Сколько вам заплатили?» Подставлять лицо и бока под милицейские кулаки и дубинки можно лишь на идейной основе.
Станут ли «новые коммунисты» вровень с левым молодняком? Не похоже. Станут ли они реальной оппозицией и реальной альтернативой зюгановцам? Тоже вряд ли. Но что правда, то правда: избирателям, голосующим за компартию, надоели старые - во всех смыслах - лица. И надоела имитация протеста. Антиправительственные речи в устах лидеров КПРФ звучат с дежурной монотонностью и никого не зажигают. Но речи «новых коммунистов» тоже не блещут новизной и едва ли найдут живой отклик. Речи и тех и других адресованы коммунистическому электорату, а он уже не такой многочисленный, каким был в эпоху Ельцина. Потому что лозунги коммунистов изрядно пожухли? Отчасти и поэтому. Но важнее другое: даже сейчас, в период кризиса, протестные настроения лишь чуть-чуть выше «нормы», установившейся за последние годы, и вовсе не окрашены в цвета партийных флагов, в том числе и коммунистического. В стремлении не потерять работу, сохранить хоть какой-то достаток народ, как всегда, уповает на государство и не ищет защитников «на стороне». Так что широкой поддержки «новые коммунисты» не получат.
Впрочем, любые прогнозы делать сегодня рискованно. Никто не знает, как долго продлится кризис и когда он закончится. Может сложиться так, что все политические конструкции (включая систему выборов с семипроцентным барьером и отсутствием кандидатов-мажоритариев, многопартийность в ее нынешнем виде), созданные в России в эпоху стабильности, потребуют модернизации. Возвращения к публичной политике. Формирования такого парламента, в котором будет место для дискуссий. Создания конкурентоспособных партий и возобновления реальной борьбы между ними. И тогда нынешний партийный «новострой» отойдет в область предания.
Валерий Выжутович – политический обозреватель, публицист
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.