Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

17.06.2009 | Сергей Маркедонов

Филипп Гордон на Южном Кавказе: знакомство с регионом

9-11 июня 2009 года в трех государствах Южного Кавказа с визитом побывал заместитель Госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии. 6 марта 2009 года на этот пост вместо Дэна Фрида был назначен Филипп Гордон. Его вступление в должность состоялось 15 мая. Нынешнее турне заместителя Госсекретаря (фактически куратора постсоветского пространства) на Кавказ было, прежде всего, первой ознакомительной (и если угодно, инспекционной) поездкой. «Я занимаю эту должность всего две недели, но в регионе Южного Кавказа происходят исторические события и он является очень важным для нас, так что свой первый визит в этой должности я совершил сюда», - заявил Гордон сразу же после того, как прибыл в первую страну своего турне Армению.

После активного продвижения проекта «Большой Ближний Восток» прежней администрацией на Кавказе (а эта часть территории бывшего СССР американскими стратегами включалась в состав большого макрорегиона от Афганистана до Марокко) создано немало острых проблем, с которыми президенту Бараку Обаме и его команде предстоит скрупулезно разбираться. Во-вторых, в ходе турне Гордон озвучил некоторые принципиальные позиции новой администрации по таким проблемам, как стратегическое партнерство с Грузией, армяно-турецкий диалог, урегулирование нагорно-карабахского конфликта, энергетическая безопасность.

В этой связи мнение известного грузинского политолога Арчила Гегешидзе о том, что от визита заместителя Госсекретаря будут зависеть будущие подходы американской администрации к Кавказу, не кажутся преувеличением. Тем паче, что Гегешидзе - не рядовой аналитик. Он представляет Фонд международных и стратегических исследований, консультирующий президента и властные структуры страны и выдвинувший из своих рядов Темури Якобашвили, нынешнего министра по реинтеграции Грузии.Сам Филипп Гордон пришел на свою нынешнюю должность с хорошим багажом дипломатической и аналитической работы. После окончания университета Джона Хопкинса (где он получил степень магистра по европейским исследованиям) Гордон преподавал и занимался исследовательской работой в различных научных и экспертных подразделениях. Среди них Международный Институт Стратегических исследований в Лондоне (одном из ведущих «мозговых центров» в мире по вопросам безопасности, который даже в период «холодной войны» имел научные контакты с советскими коллегами), Германское общество международных исследований в Бонне, Университет Джона Хопкинса. В период президентской легислатуры Билла Клинтона Гордон служил в Совете по национальной безопасности. Как сообщает его персональная страница на веб-сайте американского Госдепа, этот дипломат «играл ключевую роль в развитии и координации политики НАТО при подготовке пятидесятого юбилейного саммита Альянса в Вашингтоне».

В 2000-2009 гг. Гордон работал, как аналитик Института Брукингса. Эта структура стала одним из поставщиков кадров в новую администрацию. Руководитель этого института Строуб Тэлбота (знаковая фигуры для российско-американских отношений, занимавший в администрации Билла Клинтона в 1994-2001 гг. пост заместителя госсекретаря, курирующего СНГ, то есть фактически один из предшественников Гордона) в 2008 году накануне президентских выборов в США активно комментировал новую ситуацию на Южном Кавказе. По словам Тэлбота, он и его коллеги вместе с известным политологом профессором Колумбийского университета и специалистом по Евразии Робертом Легволдом готовили внешнеполитические предложения для новой администрации США: «Мы хотим выработать совместные рекомендации для той администрации, которую изберут американцы (эти слова были произнесены в конце октября прошлого года - С.М.). Поверьте мне, что степень наших знаний об истории Грузии весьма высока». Тот же Тэлбот вполне определенно прокомментировал ситуацию с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии: «Может быть, с официальной точки зрения России Абхазия и Южная Осетия являются независимыми государствами, но в глазах всего мира это расширение российской территории.

И это произошло в первый раз с момента окончания советской эпохи. Я считаю это опасным явлением». Таким образом, признавая необходимость «перезагрузки», дипломаты и аналитики новой администрации США готовы сохранять определенную преемственность с командой Буша-старшего (также считавшего «расширение российской территории» за счет постсоветского пространства опасным). В то же время их заявления и комментарии (по крайней мере, пока) являются довольно осторожными и выверенными. Администрация Обамы в условиях финансового кризиса вынуждена сосредоточить основное внимание на внутренней проблематике. Внешнеполитические направления, конечно же, продолжают оставаться приоритетами единственной на сегодня глобальной сверхдержавы. Однако здесь пока еще преобладает «ознакомительный подход» (то, что в академической науке называют сбором материала). Тем не менее, предварительное впечатление от инспекционной поездки Филиппа Гордона можно составить.

Во время пребывания в Армении (9 июня 2009 года) заместитель Госсекретаря сделал несколько принципиальных заявлений о карабахском конфликте и об армяно-турецких отношениях. После своей встречи с президентом республики Сержем Саркисяном американский дипломат заявил, что проведение референдума по статусу спорной территории возможно: «Любой механизм голосования, который выразит волю народа, может быть включен в процесс урегулирования». Остается только выяснить детали. Каким будет этот механизм? Станет ли референдум обязательным или будет рекомендательным плебисцитом? В какие сроки он пройдет? И с какими участниками (будут ли участвовать беженцы или нет, а если будут, то войдут ли в это число родившиеся после 1991-1994 гг.)? В том же Ереване Гордон заявил, что развитие армяно-турецких отношений не должно быть привязано к нагорно-карабахскому урегулированию. Американский дипломат выразил мнение, что армяно-турецкая «оттепель» «является отдельным процессом, который необходимо рассматривать вне зависимости от других вопросов».

10 июня 2009 года американский дипломат встретился в Тбилиси с министром обороны этой страны Давидом Сихарулидзе. Гордон подтвердил готовность новой администрации продолжать стратегическое партнерство с Грузией (обозначенное еще командой уходящего президента в Хартии от 9 января 2009 года). По словам Гордона, «американское содействие будет направлено на военное и гражданское сотрудничество, но при этом не подразумевает продажу оружия или поддержку в военных действиях». Американский дипломат подчеркнул также, что «существующие конфликты не могут быть решены военным путем. Впрочем, и раньше США выступали против силового решения, но Тбилиси традиционно интерпретировал поддержку североатлантических устремлений страны, как карт-бланш на силовое замирение Абхазии и Южной Осетии. Между тем, сегодня на дворе 2009 год, две бывшие автономии получили признание РФ, там теперь базы вместо миротворцев будут российские военные. Очевидно, что США, имея с Россией общие стратегические интересы (Афганистан, Северная Корея) не будет открыто противостоять Москве в Грузии. Более того, военное присутствие США в Грузии и РФ в двух частично признанных государствах станет фактором сдерживания.

Визит Гордона в Баку (11 июня) фактически совпал с началом недели НАТО в Азербайджане. В этой связи следует обратить внимание на то, что почти пятая часть американской помощи, которую в текущем году Штаты намерены выделить Азербайджану, приходится на военные цели. Во время азербайджанской части визита в фокусе внимания заместителя госсекретаря оказались проблемы энергетической политики. «США поддерживают диверсификацию энергоресурсов в Европе», - заявил американский дипломат. В то же самое время (имея в виду активно продвигаемый сегодня проект «Набукко») Гордон заявил «Мы поддерживаем не какие-то конкретные проекты, а необходимость диверсификации энергоресурсов в целом». Это можно понять, как попытку сохранить некоторое пространство для маневра в отношении проекта, вызывающего жаркие споры даже среди близких партнеров США (в частности, не все до конца понятно с позицией Турции).

И хотя тема участия России в геополитических процессах Южного Кавказа в ходе турне напрямую не поднималась, очевидно, что по высказываниям Филиппа Гордона мы уже можем составить некоторое представление о том, что нас разделяет и объединяет. В «объединительную группу» можно записать позиции по армяно-турецкому диалогу, нагорно-карабахскому урегулированию. Хотя и здесь есть свои нюансы (насколько быстро «пойдет процесс» между Анкарой и Ереваном, и чем это будет грозить российскому военному присутствию и бизнесу). Но тактически, по крайней мере, эти вопросы создают основу для сотрудничества. В «разделяющей» группе – военная помощь Грузии, признание ее территориальной целостности и диверсификация энергоресурсов. Между тем и здесь есть свои нюансы. Как мы уже сказали выше, военный фактор является в определенной мере фактором сдерживания, а этот фактор в свою очередь объективно работает на новый статус-кво на Южном Кавказе (то есть Абхазия и Южная Осетия вне Грузии, а Грузия на пути к НАТО и еще более тесному сближению со Штатами). Диверсификация же энергоресурсов без достаточного количества самих ресурсов для этого также объективно усиливает российские экономические позиции в этом сегменте рынка. В любом случае, США, несмотря на «смену вех» и «перезагрузку» с Южного Кавказа никуда не уйдут. С этим фактором придется считаться и выстраивать пути для сотрудничества, конкуренции и цивилизованного соперничества.

Сергей Маркедонов - заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net